Якутский прорыв
Сейчас много говорят, даже на федеральном уровне, о «феномене якутского кино» — и действительно, фильмы местного производства, снятые энтузиастами на собственные деньги, успешно конкурируют в наших кинотеатрах с Голливудом. Кино республики все больше становится заметным на международном уровне. Во внеконкурсную программу NATIVE последнего Берлинского кинофестиваля отобрали сразу три фильма, снятых в Якутии. Наш фильм «Костер на ветру» Дмитрия Давыдова, где я была продюсером, попал в конкурс Пусанского кинофестиваля, выиграл приз как лучшая драма на ImagineNATIVE в Торонто и был номинирован на азиатского «Оскара» в категории «Культурное разнообразие». А с апрельского фестиваля «Движение» в Омске фильм увез сразу три награды — за лучшую режиссуру, лучшую мужскую роль и спецприз губернатора Омской области. Все это результат долгого развития — начать стоит с того, что наш регион был вовлечен в кинопроцесс еще с 1930-х годов. Здесь снимали документальные фильмы, актеры местных драмтеатров участвовали в проектах других киностудий, однако собственная киностудия, «Сахафильм», появилась у нас только в 1990-е годы. Именно ее создание послужило главным толчком к самостоятельному кинопроизводству. «Сахафильм», а также Национальная вещательная компания стали главными кузницами кадров для кино. Многие из них ездили получать образование в Москву или Петербург и возвращались домой. Далее, уже в 2000-е появилась «цифра», которая резко удешевила кинопроизводство. Все эти производственные факторы во многом обеспечили рост якутского кино, но едва ли не главный среди них — это кинотеатры, которые согласились прокатывать кино местного производства. Началось все с 2000-х годов, когда один кинотеатр взял в прокат якутскую картину «Любовь моя» Сергея Потапова, вызвавшую большой зрительский интерес. Сейчас восстанавливается «Якутская республиканская киносеть», которая открывает кинозалы в отдаленных улусах республики. Количество релизов растет от года к году. Например, в 2014 году их число достигло 15. То есть каждый месяц в прокат выходило по одному или по два якутских фильма. Не все были одинаково хороши, но зритель голосует рублем за качество, и средний уровень растет. Фестивальная история якутского кино тоже началась не вчера. «Костер на ветру», наверное, самый успешный в этом отношении проект, но не единственный. До него в различных фестивалях участвовали и брали призы фильмы режиссеров Никиты Аржакова, Прокопия Ноговицына, Сергея Потапова, Михаила Лукачевского и других. Несмотря на многочисленные достижения и награды, у нас есть ощущение, что в имеющихся обстоятельствах якутское кино достигло своего «потолка». Наше кино может быть успешным в прокате, имеет преданную аудиторию, но она крайне ограниченная. Население республики составляет менее 1 млн человек, и только половина говорит на родном языке. Наибольшей популярностью у зрителей сейчас пользуются комедии и фильмы ужасов. Мы уже готовы снимать другое, более дорогое и амбициозное кино, у нас есть режиссеры, операторы, актеры, «звукачи» — все профессионалы своего дела. Но каковы шансы, что удастся вернуть затраты? У нас давно созрела идея объединить усилия кинематографистов соседних республик и прокатывать фильмы друг друга. Это позволит серьезно расширить аудиторию и увеличить шансы на успешный прокат. В Якутске ежегодно проходит небольшой кинофорум, где мы показываем региональное кино и обсуждаем возможности совместной работы. В Якутском киноклубе — это сообщество независимых кинематографистов ― мы смотрим и обсуждаем кино не только якутское, но и татарское, башкирское, а также кино соседних стран, таких как Киргизия или Казахстан. Так завязываются личные контакты. Альбина Нафигова из «Татаркино» заинтересовалась нашими фильмами, и в прошлом году мы провели фестиваль якутского кино «Легенды земли Олонхо» в Казани. Было много зрителей, много вопросов из зала — очевидно, что интерес там есть. Мы много общаемся, договариваемся, ищем варианты, но, конечно, нам сильно не хватает внимания государства. Никто не верит, когда мы рассказываем, за какие деньги действительно снимаются наши фильмы. И все это по большей части частные инвестиции. Республиканская поддержка кинопроизводства составляет всего 5 млн рублей в год, и она дробится между разными производителями. Что до федеральных субсидий, их пока не получил ни один якутский проект. Почему бы не предусмотреть какую-то часть средств Министерства культуры РФ для поддержки именно регионального кино? Чтобы кинематографисты Якутии, Татарстана, Бурятии и других регионов, где сейчас активно развивается кинопроизводство, могли бы защищать свои проекты перед экспертами? Это не потребует каких-то больших вливаний, но даст серьезный импульс к развитию на местах. Когда мы заявляли наш фильм «Костер на ветру» на фестиваль в Пусане, то очень хотели попасть в главную программу New Currents, где собираются лучшие дебюты со всей Азии, чтобы попасть в правильный контекст. Однако нас отобрали в секцию европейского кино Flash Forward. В массовом сознании корейцев, да и не только у них, Россия представляет собой единое пространство европейской культуры. Мало кто за рубежом понимает, какое культурное разнообразие в действительности у нас есть. В советское время едва ли не все союзные республики имели собственные киностудии. В кинотеатрах, кроме фильмов, снятых в Москве и Ленинграде, шли картины грузинские, казахские и многих других республик. И все они составляли единое явление — «советский кинематограф». Якутское кино, как и любое национальное кино, не стоит отделять или как-то противопоставлять российскому кинематографу. Это еще одна грань многоликой российской культуры, и ей нужны поддержка и внимание. Автор — продюсер, куратор Якутского международного фестиваля