Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Ночь, байки, крест. Как иркутяне снимали игровую короткометражку

Сибиряки собственным примером показывают, что снять игровое кино, которое многие зрители назовут серьёзным, можно и с небольшим бюджетом - было бы желание и сплочённая команда. Так, 5 мая в Иркутске при поддержке местного отделения Союза кинематографистов России прошёл очередной показ короткометражной ленты «Ночёвка», которую иркутяне создали, что называется «под ключ»: сами написали сценарий, нашли актёров, сняли, смонтировали. Даже музыку написали оригинальную - специально для фильма.

Ночь, байки, крест. Как иркутяне снимали игровую короткометражку
Фото: АиФ ИркутскАиФ Иркутск

Несмотря на то что этот опыт съёмок художественного фильма для съёмочной группы первый и большинство из создателей картины не профессиональные киношники, ленту уже оценили не только обычные зрители, но и профессионалы: в конце 2016 года фильм взял приз за лучший дебют на международном кинофестивале REC в Улан-Удэ.

Видео дня

Беседа двух одиночек

По сюжету картины двое случайных знакомых, волею судьбы вынужденные коротать ночь в старом деревенском доме, ждут утра за накрытым простецкой едой столом и беседами - рассказывают друг другу байки-небылицы. И чем дальше - тем их истории становятся необычнее, заставляя зрителя то верить, то не верить героям. Финал же картины и вовсе меняет реальный и нереальный мир местами, а один из героев вынужден делать тяжёлый выбор.

Режиссёр картины Оксана Цепилова говорит, что фильм в первую очередь об одиночестве и разобщенности людей, которые даже всю ночь проболтав о жизни, не понимают друг друга, будто разговаривают на абсолютно разных языках. Впрочем, иногда зрители интерпретируют смысл ленты по-своему, выдвигая неожиданные гипотезы и предположения, во многом из-за открытого финала.

«Когда на живых показах из зала звучит вопрос «О чём ваш фильм?», обычно в ответ улетает: «Смысл тут каждый видит свой». Что ж, это и хорошо, и плохо одновременно. Что касается целевой аудитории, так как всё построено на диалогах, наше кино - для зрителя читающего», - комментирует автор сценария .

Когда смотришь фильм, сначала не веришь, что - дебют для большинства членов киногруппы. Большую часть времени в кадре - два актёра, которые так же оказались перед камерами впервые. Авторы картины специально не стали предлагать съёмки в фильме профессионалам, им было интересно поработать с новичками, поэтому весной прошлого года они объявили кастинг. К их удивлению, попробовать себя на роль пришло очень много иркутян, среди них был Станислав Фивейский, которого создатели будущей «Ночёвки» заприметили сразу. Сам он рассказывает, что попал на пробы случайно - пошёл с подругой за компанию, даже не думая, что станет актёром. Уже после съёмок он поделился, что самым сложным для него было отыграть отрывок именно на кастинге, а вот «вжиться» в роль - легче, хотя сам Станислав не очень похож по характеру на своего героя.

«Я уже заранее создал в голове свой образ этого персонажа и уже знал, что он будет делать, как поступит, какие эмоции будет передвать. Это было очень интересно для меня - сыграть человека с совершенно иным взглядом на мир, - говорит Станислав. - Когда смотрел фильм на экране, даже не замечал, что я там играю, для меня это будто какой-то другой человек, и я смотрю на него просто как зритель, вовлекаясь в сюжет».

Второго актера Александра Карташова съемочная группа так же нашла на кастинге:

«Александр сразу показал себя как увлеченный кино человек, - рассказывает Оксана Цепилова. – Он взял на себя очень много организационных моментов, помог найти наш главный «спецэффект» - настоящую коровю ногу с копытом. Его сыновья снялись в одной из самых пронзительных сцен фильма. И на площадку он всегда приходил не только со знанием текста, но и с пониманием своего героя, который надо сказать, получился очень объемным в его исполнении».

«Чуть не оказались в полиции»

С актером Станиславом Фивейским съёмочной группе повезло вдвойне: он оказался не только способным актёром, но и вокалистом иркутской рок-группы «The OtherSight», которая в итоге написала к фильму саундтрек.

«К некоторым моментам картины мы специально писали музыку с эффектом слегка расстроенной гитары, чтобы придать немного мрачности, к примеру, воспоминаниям героя, которые мы видим в чёрно-белом свете», - рассказывает актёр-музыкант.

Для того чтобы создать особую камерную атмосферу, оператор-постановщик Роман Сизых снимал с рук, не используя штатив. Этот же прием помог создать в статичном кадре, где главный герой диалог, - движение.

«Нам нужна была «шевелёнка» в кадре, чтобы у зрителя возникало ощущение, что он будто подглядывает за беседой героев - этакий эффект присутствия, - говорит Роман. - В качестве основного источника света решил оставить только старый торшер (когда я его впервые увидел, сразу подумал: «Он нам подходит!»), чтобы своим светом он «выделял» главных героев, «отрезая» их от всего лишнего».

Рассказывая о съёмках, авторы «Ночёвки» говорят, что и без курьёзов не обошлось. К примеру, их... чуть не забрали в полицию.

«В картине мы использовали необычный реквизит - деревянный крест, - рассказывает Оксана Цепилова. - Именно из-за него чуть не оказались в полиции. Вневедомственная охрана железной дороги получила сигнал от машинистов, сообщавших, что в районе станции Глубокая замечены странные люди, гуляющие с крестом. Спустя несколько часов охранники обнаружили нашего оператора Романа, который снимал ночную железную дорогу и на вопрос «Ты не видел тут чудаков с крестом?», честно ответил: «Видел, это мы». К счастью, нам удалось убедить правоохранителей не забирать нас в участок. А в благодарность мы позвали их на премьерный показ фильма».

Эта история лишний раз показывает, что сибиряки всегда рады помочь киношникам. К примеру, когда съемочная группа искала старый дом для съёмок, им пришлось обойти всю деревню и, поговорив с хозяином избушки, которая показалась подходящей, в ответ сразу прозвучало: «Кино? Конечно, снимайте!»

«Идеи, связанные с производством фильмов, имеют позитивный отклик у большинства: 9 из 10 совершенно незнакомых вам людей будут посильно помогать, если скажете им, что снимаете кино. Я призываю не верить тому, что для этого вида искусства нужны дорогостоящая техника и профессиональные актёры. Главное - идеи, достойные внимания зрителей», - резюмирует Геннадий Кузнецов.

Комментарий

- режиссер, продюсер, сценарист, руководитель Молодежного центра Иркутского областного отделения Союза кинематографистов России.

«В «Ночёвке» мне больше всего понравилось качество самой съемки - изображение и цветокоррекция очень профессиональные. Понравилась стилистика так называемых «флэшбэков» (кадров из прошлого). В монтаже очень понравился прием, когда сами «флэшбеки» черно-белые, но к концу, перед склейкой с событиями из настоящего, они плавно переходят в «цвет». Это очень стильно смотрится! Также порадовал саундтрек и актерская работа Александра Карташова. Есть конечно к фильму и вопросы... Главный из них - это неоднозначная концовка, за которой трудно увидеть и понять замысел авторов. Иркутск ещё с начала прошлого века был сибирской столицей документального кино. И в наши дни эта тенденция сохраняется, документальных картин у нас и сегодня снимают намного больше, чем игровых. Последним полнометражным игровым фильмом стал наш «Похабовск», а было это уже четыре года назад. С тех пор за большие проекты никто больше не брался. Но при этом, все больше появляется молодых режиссеров, которые снимают игровые короткометражки. Среди них Оксана Цепилова, Алексей Баратов, Никита Добрынин. И эта тенденция не может не радовать! Ведь путь к полному метру начинается с короткого».