Войти в почту

Как Фрэнк Синатра «встретился» с Принсом

Спасо-Хаус — резиденция посла США Джона Теффта в столице — не перестает удивлять «Звуковую дорожку» любопытными и всегда концептуальными концертами. «ЗД» уже слушала там золотые джазовые хиты, песни на иврите в исполнении Тамары Гвердцители, самые яркие номера из бродвейских мюзиклов. На этот раз в столицу приехали артисты, которые под аккомпанемент российского Good Sound Orchestra спели знаменитые американские песни минувшего столетия. Программа так и называлась — «Американские музыкальные легенды XX века». Она получилась пестрой и сочной — музыканты собрали свой трек-лист из композиций, созданных в разные годы в разных жанрах. На концерте звучали и песни, благодаря которым прославилась Элла Фицджеральд, и произведения из репертуара Фрэнка Синатры, Рэя Чарльза, Нины Саймон, Лу Рида, Velvet Undeground, Принса, Шинейд О’Коннор и даже Джастина Тимберлейка. От «Summer Wind», «Feeling Good», «I Was Doing All Right» до «Nothing Compares 2 U» и «Cry Me a River». Не только у композиций, но и у выступающих уже есть богатая музыкальная история. Мэри Макбрайд — певица и композитор, которая получила мировую популярность после того, как исполнила «No One’s Gonna Love You Like Me», вошедшую в саундтрек к оскароносному фильму «Горбатая гора». Она выступала вместе с Элтоном Джоном на 35-м, юбилейном концерте «Goodbye Yellow Brick Road», сотрудничала с Синди Лопер, Джо Кокером, Пэтти Смит, Филипом Глассом, Рэем Дэвисом, Зигги Марли, Джерри Ли Льюисом и многими другими звездами. С 2011 года она гастролирует по всему миру в качестве посланника культурной миссии Государственного департамента США и дала уже более тысячи концертов в 20 странах, в том числе в Саудовской Аравии, Пакистане, Вьетнаме, Индонезии и Афганистане. На сцену вместе с ней вышел вокалист, мультиинструменталист и композитор Дэймон Данно. Его композиции звучат во многих кинокартинах, в том числе в фильме «Последний день августа», презентованном на фестивале Gotham Screen. Данно сыграл роль Керли в мюзикле «Оклахома» и роль Бородача в одноименном мюзикле о жизни Распутина, написанном Дэйвом Маллоем. За роялем в этот вечер был композитор и аранжировщик Джон Спурни, выступавший в разные годы с Элтоном Джоном, Стиви Уандером, Лу Ридом, Дэвидом Бирном, Лори Андерсон. Он автор многочисленных мелодий к рекламным роликам и на фестивале в Каннах получил премию «Бронзовый лев» за музыку для рекламы. Также он был музыкальным директором и композитором сериала «Документалистика сегодня!», номинированного на «Эмми». Не менее интересна и судьба Good Sound Orchestra под руководством Святослава Текучева. Коллектив появился в 2014 году под патронажем Фонда им. Олега Лундстрема и заслуженного артиста Российской Федерации Александра Брыскина, играет современный и смус-джаз, фанк, сотрудничает как с российскими, так и с зарубежными исполнителями. «Какой бы ни была общественно-политическая ситуация, российские и американские артисты прекрасно делают музыку вместе», — сказал Джон Теффт перед началом выступления. А после «ЗД» поговорила с артистами о том, что объединяет всю американскую музыку XX века, как определить, станет ли песня хитом, и чем им больше всего запомнилась Россия. - Программа получилась очень разной, эклектичной. Как вы выбирали композиции для нее? Мэри: Мы хотели собрать такую коллекцию песен, которая отображала бы, насколько разнообразна американская музыкальная культура XX века. Все эти вещи были написаны в разные годы в разных стилистических направлениях. Поэтому в концерте прозвучали песни и Фрэнка Синатры, и Лу Рида, и Пегги Ли, и Рэя Чарльза, и даже Принса — от более «древних» до современных исполнителей. - А как вам кажется, есть ли какие-то отличительные особенности, которые при всем этом разнообразии объединяют американскую музыку прошлого столетия? Мэри: Безусловно. Это ее афроамериканские корни, очень сильные корни. Госпел, блюз, джаз — каждый жанр является частью большой традиции, которую создали именно афроамериканские музыканты. На этой почве впоследствии появились более молодые направления — рок-н-ролл, r’n’b. Я выросла на госпеле, на блюзе и считаю, что нужно помнить, знать эту историю, создавая что-то новое, все-таки продолжать ее. Дэймон: Мне кажется, самое главное, что она исходит от сердца, она очень искренняя. Ты никогда не сможешь обмануть слушателя, люди чувствуют энергию музыки, если она чистая, светлая, она остается на века. Если вы задумаетесь, о чем все эти песни, то поймете, что они о любви, о каком-то ярком жизненном впечатлении, о переживании, о тех чувствах, которые близки каждому человеку в любой стране мира. Именно поэтому такая музыка объединяет нас всех и она вечна. - В финале вечера вы неожиданно исполнили вариацию на современную популярную песню — «Happy» Фаррелла Уильямса. Как вы думаете, сколько времени должно пройти с момента появления композиции, чтобы она стала легендой? Мэри: Всегда по-разному. Мне кажется, эта вещь — настоящий хит, у которого есть все шансы попасть в золотую историческую коллекцию. Помимо своей музыкальности, мелодичности она заряжена очень позитивной энергетикой, у нее добрый посыл. Это одна из моих любимых песен. Дэймон: Я думаю, что отличительная черта всей классики в том, что во всех ее произведениях заложен некий универсальный посыл, идея, актуальная во все времена и такая, которая может быть раскрыта в музыке самых разных жанров. Есть песни, которые были созданы совсем недавно, но уже становятся классикой. - Насколько я знаю, у вас сейчас был тур по России. Какие впечатления стали самыми яркими? Мэри: Наш тур начался с концерта в Уфе. Я никогда раньше там не была, и мне очень понравился этот город — колоритный, гостеприимный. Мы попробовали местный мед, катались на лошадях. Это было здорово. Еще было приятно, что за этот тур мы смогли два раза выступить в Москве. Нас очень впечатлил Концертный зал Чайковского — туда на концерт даже приехали мои родители. Дэймон: Мы с Мэри уже давно на сцене, хотя этот тур — наш первый опыт совместной работы. И я могу сказать больше: выступление в Концертном зале Чайковского, который для российской публики то же самое, что Карнеги-холл для американской, стало для меня самым ярким впечатлением за всю мою карьеру. Это очень красивое место, похожее на какое-то волшебное королевство. Публика приняла нас очень тепло, поэтому я буду все время вспоминать этот вечер. Вообще, российские слушатели — особенные. Это люди с большим сердцем. Слушая артиста, они сопереживают ему, это чувствуется. И это самое ценное, что ты можешь получить, выходя на площадку.

Как Фрэнк Синатра «встретился» с Принсом
© Московский Комсомолец