Войти в почту

«Прочь» из моей головы

В российский прокат выходит фильм «Прочь» Джордана Пила ― один из самых интересных хорроров последних лет, где звезда сериала «Черное зеркало» Дэниэл Калуя сталкивается с монстром пострашнее Майкла Майерса или Чужого: с вечно живым расизмом. Крис (Калуя), молодой чернокожий фотограф, едет знакомиться с родителями своей «белой» девушки (Эллисон Уильямс из ситкома «Девчонки»). Те принадлежат к элите общества, живут в прекрасном загородном особняке и о цвете его кожи не подозревают. Если при встрече и возникает неловкость, хозяева тщательно ее скрывают ― улыбаются, хлопают гостя по плечу, хвалят Обаму. На первых порах Криса смущает только одно: почему вся прислуга в доме «черная»? «Прочь» неожиданно стал главной кассовой сенсацией последних месяцев. Полнометражный дебют американского комика Джордана Пила только в США собрал более $170 млн при бюджете в $4,5. Это, с одной стороны, очередная победа в копилку продюсера Джейсона Блума, поставившего на поток малобюджетные фильмы ужасов вроде «Астрала» и «Паранормального явления». С другой ― конечно, точное попадание в афроамериканскую аудиторию. В Америке снимаются десятки фильмов специально под нее (например, мегауспешная комедийная франшиза о Мэдее Тайлера Перри), но вот хорроров не было со времен «Блакулы» и «Эбби» в 1970-е. При этом всем «Прочь» ― совсем не нишевое кино и никаких скидок к себе не требует. Это честно отработанный фильм ужасов, понятный везде и каждому, глубоко проникающий в суть расизма, до сих пор не изжитой мировой проблемы. Даже в годы президентства Барака Обамы США сотрясали скандалы из-за полицейского насилия в отношении законопослушных афроамериканцев. И подобные истории происходят не только там. Далеко ходить не надо: несколько лет назад главный актер фильма, британец Дэниэл Калуя судился с лондонской полицией из-за незаконного ареста ― полисмены перепутали его с наркоторговцем. Другой вопрос, что снимать обо всем этом зрительское кино стало не в пример сложнее ― разве что исторические драмы вроде недавних «Скрытых фигур» о борьбе за равноправие. Массовое кино работает с массовым сознанием, а тут-то расизм уже давно заклеймен, все жанровые решения найдены и превратились в штампы или анахронизм. И в этом смысле режиссер (он же сценарист) Джордан Пил, даром что комик, довольно остроумно подходит к делу, оттеняя собственно хоррор-аттракционы легкой сатирой на расистские стереотипы. Сатирическая линия временами оказывается даже сильнее хоррора, а второстепенный персонаж Род (Лил Релл), забавный толстяк и друг Криса, во всём видящий происки ку-клукс-клана, безбожно перетягивает одеяло на себя. Главная же шутка, конечно, припасена под самый конец, когда оказывается, что фильм в общем-то слегка касается расизма. Если уж искать подходящий «изм», то пусть им будет «капитализм»: Джордан Пил придумал очень эффектную в духе «Хостела» метафору, емко объясняющую наш мир товарно-денежных отношений, где товаром может оказаться всё, даже то, что не продается. Помимо законов жанра, в этом финальном твисте есть и явная щепотка авторского самодовольства, а также гордость за своих собратьев по цвету кожи. Кроме того, «Прочь» в очередной раз подтверждает, что карьеру в Голливуде лучше начинать именно с хоррора. Бюджеты тут небольшие, лояльная аудитория есть едва ли не в каждой стране мира, а значит, продюсеры почти не рискуют. Да и в каком еще жанре можно сегодня поднимать такие неоднозначные темы и собирать миллионы? Ну а дальше ― все двери перед тобой открыты. По итогам рекордного бокс-офиса дебютного фильма Джордан Пил уже получил «зеленый свет» от одной из голливудских студий на новый, гораздо более дорогостоящий проект.

В РФ в прокат выходит фильм «Прочь»
© UPI