Краткая история «пристойной» порнографии: 1990-е
«Очаровательная проказница» (Франция — Швейцария, 1991) Пожилой художник приглашает попозировать ему обворожительную красавицу. Позирует она, разумеется, голой. Фрагмент из фильма «Очаровательная проказница» Как можно было заметить уже по прошлым выпускам нашего «порнографического списка», некоторые вошедшие в него картины не имеют к похабщине ровным счётом никакого отношения. Из их числа и это четырёхчасовое полотно французского классика Жака Риветта. Напротив, «Очаровательная проказница» (или в другом переводе «Прекрасная спорщица») — вдохновенный гимн Искусству, степенно повествующий о том, сколь живительное воздействие на человека может оказать Красота. Тем не менее, многих в своё время шокировала «возмутительная» смелость Эммануэль Беар, которая лишена одежды если не весь фильм, то значительную его часть. Режиссёр вместе с актрисой таким образом «пробили» ещё одну стену, показав, что нет ничего «страшного» в том, чтобы демонстрировать и (особенно) разглядывать обнажённое тело на экране. «Горькая луна» (Франция — Великобритания — США, 1992) Супружеская пара «скромняг» знакомится во время путешествия с «разнузданной» семейкой — и пускается в исследование ошеломляющей и саморазрушительной страсти, где между любовью и садомазохизмом — знак равенства. Трейлер фильма «Горькая луна» Роман Полански всегда считался «возмутителем общественного спокойствия»: его знаменитый фильм «Тэсс», например, пусть и лишён подлинно эротических сцен, зато насквозь пропитан провокационным эротическим током, что для иных «блюстителей морали» — ещё хуже. «Горькая луна» с её слоганом «Плоть обольщает, страсть убивает» — не лучшая его работа, но самая подходящая для нашего «хит-парада». «Шоугёлз» (Франция — США, 1995) Танцовщица Номи Мэлоун становится звездой дешёвого стриптиза, после чего покоряет публику элитного эротического шоу. Трейлер фильма «Шоугёлз» После «Основного инстинкта» (1992), ставшего эталоном эротического триллера, режиссёр Пол Верховен со сценаристом Джо Эстерхазом пошли много дальше, на фоне огней и грязи Лас-Вегаса сняв «историю успеха» с порнографическим рейтингом. Исполнительница главной роли Элизабет Беркли предстала здесь во всей красе (да и Джина Гершон от неё не отстала!), но тем самым, увы, загубила карьеру: чопорные американцы самым страшным образом затоптали эту блистательную картину, из-за обилия вызывающих эрекцию сцен не разглядев ни сатиры, ни иронии, ни мастерства рассказчиков. Кажется, они и сейчас не исправились, по-прежнему считая «Шоугёлз» «плохим фильмом». «Детки» (США, 1995) Сутки из жизни нью-йоркских подростков: Дженни разыскивает своего единственного полового партнёра, от которого с первого же раза подхватила ВИЧ; он же кичится тем, что спит только с девственницами… Трейлер фильма «Детки» Специализирующийся на подростковой теме режиссёр и фотограф Ларри Кларк ничего, по сути, не показывает, но в данном случае хватает и намёков. Скандал разразился, в первую очередь, из-за смелости озвученных здесь вопросов: родители неожиданно открыли для себя, чем занимаются их предоставленные самим себе дети… Любопытно, что в этой нашумевшей скандальной ленте дебютировали сразу две неплохие и потом ярко проявившие себя актрисы: Хлоя Севиньи и Розарио Доусон. Сыгравшим вместе с ними парням повезло куда меньше. «Народ против Ларри Флинта» (США, 1996) Биография человека, придумавшего и начавшего издавать порнографический журнал «Хастлер». Фрагмент из фильма «Народ против Ларри Флинта» Ещё одна картина, попавшая сюда исключительно из-за погружения в тему. Прославленный мастер Милош Форман (один из немногих режиссёров, чьи работы дважды становились в Америке Лучшими фильмами года) подошёл к порнографии с неожиданной стороны: его герой защищает свой бизнес, основываясь на праве на свободу слова. Которое для США — в числе самых дорогих и неоспоримых. Понятно, что для большинства Ларри Флинт — растлитель и развратник (забавно, что сам он, настоящий, сыграл здесь одного из судей), но разве не задействованы в подобном суждении двойные стандарты?.. Не ждите от этой целомудренной драмы с Вуди Харрельсоном вызывающих сцен, но для борьбы с цензурой (а заодно и для нравственной легализации порно) Милош Форман сделал больше, чем многие другие. «Ночи в стиле буги» (США, 1997) Взлёт и падение порноактёра, обладающего одним, но зато очень внушительным — 13-дюймовым — достоинством… Трейлер фильма «Ночи в стиле буги» Ни один список, подобный нашему, не обойдётся без этого названия — потому как это редкий, на самом деле, шедевр, который подходит к порнографии не касательно, а напрямую. Хотя говоря о порно, Пол Томас Андерсон рассказывает, конечно, больше об эпохе — когда фильмы подобного рода ещё снимались по сценарию и на киноплёнку, а показывались в настоящих кинотеатрах (вскоре всё это падёт под давлением VHS). Отдельно следует отметить сверхзвёздный ансамбль: как правило, крупные звёзды не рискуют сниматься в столь провокационных картинах (ведь тут что ни роль — либо порноактёр, либо порнорежиссёр, либо порнооператор). Но в данном случае сложилось так, что все приглашённые актёры были либо на начальном этапе своей карьеры, либо, напротив, явственно ощущали её тяготение к закату. Так что никому терять было нечего — и всё сложилось самым замечательным образом. «Идиоты» (Дания — Швеция — Франция — Нидерланды — Италия — Испания, 1998) Группа эксцентриков изображает из себя умственно отсталых, бунтуя таким образом против закостенелости общества. Фрагмент из фильма «Идиоты» Про датского гения Ларса фон Триера мы ещё непременно вспомним в связи с «Нимфоманкой» (да и «Антихрист» с его прологом и финалом довольно близок по теме), но в «Идиотах» он впервые пошёл на то, о чём многие, быть может, задумывались, но не решались исполнить. А именно — вставил в ленту пусть очень короткий, но всамделишный порнографический кусок, в эпизоде группового секса незаметно подменив обычных артистов дублёрами-профессионалами. Что, конечно, очень сильно отвлекло большую часть зрителей от основной идеи картины — как и признание режиссёра в том, что в тот момент он и сам руководил съёмочным процессом голым. «Про уродов и людей» (Россия, 1998) На рубеже 19-го и 20-го веков в Санкт-Петербурге работает ателье по изготовлению фотографий порнографического характера; снимки пользуются спросом. Трейлер фильма «Про уродов и людей» Пожалуй, главное наше достижение в исследуемом жанре — не такое прямолинейное и по-зрительски понятное, как «Интердевочка» десятилетием ранее, но зато именно что про это. Однако что сделал Алексей Балабанов: он не просто перевёл изначально «грязную историю» о рассаднике порока в разряд экзистенционального высказывания, но при помощи оператора Сергея Астахова эстетизировал её, снабдив изумительным изображением и подав в изящной стилистике немого кино. Результат — национальная премия «Ника» за Лучшую режиссуру и Лучший фильм года. «Романс Х» (Франция, 1999) Кавалер отказывается заниматься любовью с молодой учительницей, что толкает её на необдуманные сексуальные похождения… Трейлер фильма «Романс Х» Фильм Катрин Брейя, которая в молодые годы мелькнула в «Последнем танго в Париже», после чего всерьёз стала заигрывать с элементами как сексуальности, так и насилия, отчего ряд её картин приближаются к ХХХ-уровню едва ли не вплотную. Но «Романс» примечателен не столько рискованным сюжетом и откровенностью его воплощения, сколько участием по-своему легендарного Рокко Сифферди (от перечисления других названий из его насыщенной фильмографии мы, пожалуй, воздержимся). Ходили слухи, что его сцена с исполнительницей главной роли Каролин Дюсе снималась взаправду (мол, иначе артист просто не умеет), но достоверных подтверждений этому нет — а молодую француженку (видимо, в знак признания её заслуг перед искусством) годом позже пригласили в жюри Московского кинофестиваля. «С широко закрытыми глазами» (Великобритания — СЩА, 1999) Жена респектабельного доктора признаётся, что была бы не прочь заняться сексом с другим мужчиной. Сбитый с толку, он сам невольно (или сознательно?) начинает искать эротических впечатлений на свою голову… Тизер фильма «С широко закрытыми глазами» Прощальный шедевр великого Стэнли Кубрика. За 27 лет до этого он экранизировал «Лолиту», не позволив себе, в принципе, ничего лишнего; здесь же режиссёр решил ни в чём уже не ограничиваться, благо и времена наступили совершенно другие. Проведя героя через целый ряд сексуальных соблазнов и окунув в самую гущу впечатляющей оргии, Кубрик закончил свой фильм весьма оптимистичным заветом: в последнем кадре подуставшие друг от друга супруги решают, что им нужно срочно «потрахаться» — тогда и никакой порнухи на стороне будет не нужно. К сожалению, Тому Крузу и Николь Кидман, сыгравшим в фильме главные роли, это, как мы знаем, всё же не помогло.