Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Из России с «Нелюбовью»

Открывается Каннский кинофестиваль
Фестиваль кино
Международный кинофестиваль, открывающийся сегодня в Канне, обещает 12 насыщенных дней просмотров, множество параллельных событий и -- в качестве коды -- награждение победителей. Претендовать на призы в престижной селекции будут и три фильма, полностью или частично российские: "Нелюбовь" , "Кроткая" Сергея Лозницы и "Теснота" Кантемира Балагова. Комментирует .
Каннский фестиваль пройдет в 70-й раз, и эта цифра настраивает на историко-архивный, даже ностальгический лад. Фестиваль мира номер один породил уже свою историю и своих историков, а к юбилею издал большую иллюстрированную книгу, где каждый фестиваль, от первого до 69-го, описывает один из кинокритиков -- большей частью из Франции, но также из Италии, Германии, США, Турции, Китая, Израиля и России. Автор российской статьи обозреватель "Ъ" рассказывает о фестивале 1990 года, когда на волне перестройки праздновал триумф постсоветский кинематограф. Тогда тоже в официальной программе были представлены три фильма -- "Запрещенные люди" , "Такси-блюз" и "Замри, умри, воскресни" -- и все получили почетные награды. Всего же в каннских программах 1990 года участвовали десять фильмов из Восточной Европы и восемь -- из республик СССР.
В 2017 году такую ситуацию трудно даже представить. Интерес к кинопродукции нашей части мира резко пошел на убыль по сравнению с эпохами оттепели и перестройки. Самый большой успех в Канне наше кино снискало в 1958 году, когда победил фильм "Летят журвли". Этот успех до сих пор не повторился: даже , трижды участвовавший в каннском конкурсе, не завоевал Золотой пальмовой ветви. Не удалось это ни , ни , ни Андрею Звягинцеву: все они получали другие призы, но не главный. Нынешний год дает российским кинематографистам новый шанс, но реализуется ли он? Пока можно только сказать, что у них будут весьма серьезные соперники.
Это прежде всего крупнейший режиссер современности . Его фильм "Хеппи-энд", судя по просочившимся сведениям, сатира на буржуазную семью, хотя, зная Ханеке, можно предположить, что этим почтенным жанром дело не ограничится и, скорее всего, он претерпит какой-то радикальный поворот. В главной роли -- любимая актриса режиссера , в фильме играет и . Все трое уже встречались на съемочной площадке картины "Любовь", тоже снятой австрийским режиссером во Франции и принесшей ему вторую, после "Белой ленты", Золотую пальмовую ветвь. Если Ханеке срежет ее в третий раз, это будет революционный случай в истории Каннского фестиваля.
В конкурсе, как всегда, хватает французских фильмов. Это новые работы (его "Призраки Исмаэля" открывают фестиваль), ("Двуличный любовник") и Мишеля Хазанавичюса ("Молодой Годар"). Еще одна претендентка на большие награды -- София Коппола с костюмной драмой "Роковое искушение", действие которой происходит в США во время Гражданской войны, а в главных ролях выступают , Кирстен Данст и Эль Фэннинг. Кидман играет и в другой конкурсной картине -- "Убийство священного оленя" модного грека Йоргоса Лантимоса, который перешел в англоязычное кино и опять, как и в своем предыдущем фильме "Лобстер", снимает . Эту ленту многие критики заранее числят одной из главных фавориток конкурса. Нельзя сбрасывать со счетов и американского режиссера-стилиста : его новый фильм называется "Мир, полный чудес".
Все перечисленные картины -- из арсенала так называемого серьезного кинематографа, но в конкурсе хватает и работ более легкого, если не сказать легкомысленного жанра. Это, судя по всему, комедийная, проникнутая еврейским юмором "История семьи Майровиц", где играют , , и ветеран . Это также два корейских фильма -- "На следующий день" Хон Сан Су и "Окча" Пон Чун Хо, в которых, зная манеры этих режиссеров, легко заподозрить пародию и легкое надувательство. Поскольку жюри возглавляет , некогда отдававший дань всяческим хулиганствам, а с возрастом приобретший приличествующую классику серьезность, предсказать характер его предпочтений весьма затруднительно.
Насколько органично впишутся в каннский контекст российские фильмы? "Нелюбовь" Звягинцева, похоже, тяготеет к бергмановской традиции экзистенциальной драмы, а в "Кроткой" Лозницы можно будет уловить осовремененные мотивы Достоевского. "Тесноту" Балагова, ученика Александра Сокурова, покажут в "Особом взгляде", и это будет редкий образец кино made in Russia, не стесняющегося смотреть в глаза правде реалий: в данном случае речь идет об этнических конфликтах на Кавказе. Все три фильма, представляющие Россию на самом главном международном фестивале, сняты без финансовой поддержки государства -- и это, конечно, столь же симптоматично, сколь абсурдно. "Нелюбовь" покажут уже завтра: так что первых реакций на российское кино осталось ждать недолго.