12 фильмов Beat Film Festival

Выбор Ксении Рождественской и Константина Шавловского 25 мая открывается Beat Film Festival 2017 -- главный московский фестиваль документального кино об актуальной культуре. По традиции в программе много фильмов о музыке и музыкантах, но команда фестиваля старается собрать вместе лучшие из лучших неигровых фильмов за год, рассказывающих о том, как устроен современный мир. Weekend выбрал фильмы, которые нельзя пропустить программа «Специальные события» Все эти бессонные ночи режиссер Михал Марчак Почти год из жизни трех молодых людей -- двух парней и одной девушки. История обыкновенного любовного треугольника у Марчака становится гипнотической песней о юности. Фильм снят на грани правды и вымысла и полон экзистенциальной тоски, которая может быть только у двадцатилетних. "Бессонные ночи", получившие приз за лучшую режиссуру на "Сандэнсе", это Варшава глазами человека, который не знает, куда идти, и ему от этого хорошо. Предыдущая картина режиссера -- "Fuck For Forest" о нестандартных защитниках природы -- была намного более реалистичной. В своем новом фильме Марчак не ангажирован ничем, кроме молодости,-- поэтому, наверное, у него и получился настоящий портрет поколения, ни больше ни меньше. Институт «Стрелка», 25 мая, 21.00 ЦДК, 27 мая, 21.00 «Каро 11 Октябрь», 4 июня, 18.00 программа «Ночные животные» Иранский рейв режиссер Сюзанн Мейерс Двое молодых иранских музыкантов устраивают подпольные рейвы в пустыне, записывают хаус-альбом и очень хотят жить в стране, где за такие вещи им не грозит тюрьма или смертная казнь. Немка Сюзанн Мейерс рассказывала, как она готовилась к съемкам эпизода в Министерстве культуры Ирана, где парни пытались получить разрешение на проведение концерта. Надо было заранее понять, куда направить камеру и как зафиксировать включенный телефон в кармане рубашки героя. Жалко, что весь этот подготовительный процесс в фильм не попал, отчего иногда он смотрится как игровой. Впрочем, в нем осталось главное: два диджея, музыка и бюрократия. И политический режим, на вопрос "А можно, у нас будет женский вокал?" отвечающий: "Вы с ума сошли". «Каро 11 Октябрь», 26 мая и 1 июня, 21.00 ЦДК, 27 мая, 19.00 программа «Художник за кадром» Манифесто режиссер Юлиан Розефельдт Немецкий художник Юлиан Розефельдт превратил свою мультиэкранную видеоинсталляцию "Манифесто" в полуторачасовой киноколлаж. Тринадцать персонажей, которых играет Кейт Бланшетт, зачитывают главные художественные манифесты ХХ века, от Малевича до "Догмы". Манифест дадаистов становится надгробной речью, а "Догма-95" -- предметом для изучения в первом классе. Бланшетт здесь играет свои лучшие роли, она то бомж, то учительница, то ученый, то брокер, то рокерша, то хореограф. Фильм, основанный на манифестах, и сам становится манифестом, издевательством над искусством и чистым его торжеством. МСИ «Гараж», 26 и 29 мая, 21.00 программа «Последствия медиа» Щекотка режиссеры Дэвид Фарриер, Дилан Рив Патологический детектив, притворяющийся журналистским расследованием. Все начинается с того, что новозеландский журналист, специализирующийся на репортажах о человеческих странностях, видит объявление о необычном конкурсе щекотки, участникам которого обещают по полторы тысячи долларов. Он начинает расследование -- поначалу смешное и непристойное, но чем дальше к финалу, тем более жуткое: в процессе выясняется кое-что новое не только о щекотке, но и об устройстве всего современного общества. «Каро 11 Октябрь», 26 мая, 19.00, 31 мая и 4 июня, 20.00 программа «Художник за кадром» День независимости режиссер Мортен Тровик Документальные фильмы о Северной Корее сейчас в моде, и словенская группа Laibach, считающая искусство субъектом политической манипуляции, не могла пройти мимо этой тенденции. "День независимости" -- это музыкальный дневник путешествия Laibach по Пхеньяну, фильм-подготовка к первому в истории концерту западной рок-группы в Северной Корее, мюзикл-перевертыш. Laibach вот уже 30 лет занимается провокационной культурологией, перепевает поп-шлягеры голосом раненого фашиста, работает с тоталитарной символикой. И вот теперь у зрителей есть возможность увидеть, как, наконец, тоталитаризм проглатывает группу Laibach не жуя. МСИ «Гараж», 27 мая, 30 мая и 2 июня, 21.00 программа «Поездки за город» Терпение (по В.Г. Зебальду) режиссер Грант Джи Сновидческое киноэссе пятилетней давности о книге В.Г. Зебальда "Кольца Сатурна", изданной в России только в прошлом году. Зебальд -- один из важнейших европейских писателей, путешественник по времени и истории, философ, поэт, эссеист, который погиб в автокатастрофе в 2001 году. Режиссер Грант Джи, снявший клипы для Blur, фильм о Radiohead "Знакомиться с людьми просто" и фильм "Joy Division", проходит с камерой по маршруту героя "Колец Сатурна", пытаясь сделать с книгой Зебальда то же, что Зебальд делает с историей: подумать о ней. ЦДК, 27 мая, 17.00, 1 июня, 19.00 Мультимедиа Арт Музей, 3 июня, 17.00 программа «Специальные события» In The Robot Skies режиссер Лиам Янг В своей короткометражке британский урбанист Лиам Янг показывает историю любви и акционизма глазами дронов, запрограммированных на "кинематографическое поведение". Дроны могут снимать крупные планы, панорамы, но, судя по короткометражке, охотнее всего они заглядывают в окна высотных домов. Город глазами дронов кажется искусственным, любовь тоже, но на основе этой съемки Янг создает собственный перформанс -- аудиовизуальное шоу об истории технологии дронов. «Каро 11 Октябрь», 28 мая, 19.00 программа «Последствия медиа» Американский анархист режиссер Чарльз Сискел Психологический триллер, снятый в жанре "говорящая голова". Когда Уильяму Пауэллу было 19, он написал "Поваренную книгу анархиста", где подробно описывал, как сделать взрывчатку, оружие, наркотики. С ее помощью он хотел дестабилизировать общество и отстаивал "право человека думать своей головой". Книга стала культовой, ее запретили в разных странах, в том числе и в России. За 45 лет, прошедших с момента написания "Поваренной книги", Пауэлл ни разу, по его словам, ее не перечитывал. Чарльз Сискел (его фильм "В поисках Вивиан Майер" два года назад был номинирован на "Оскар") требует от Пауэлла покаяния -- и делает это, кажется, слишком навязчиво. Лучшие моменты в фильме -- когда режиссер задает герою вопросы, а тот замолкает и начинает думать. Пауэлл умер через несколько месяцев после этого интервью. «Каро 11 Октябрь», 30 мая, 19.45, 2 июня 20.00 программа «Место действия» Гражданин Джейн: Битва за Нью-Йорк режиссер Мэтт Тирнаур Самый актуальный фильм программы Beat Film Festival рассказывает о жизни Нью-Йорка в середине ХХ века. Джейн Джекобс, основоположник нового урбанизма, автор превосходной книги "Смерть и жизнь больших американских городов", всегда считала, что город -- это люди, а не здания, и что нельзя разрушать одни здания ради того, чтобы построить другие, приносящие больше быстрых денег. Районы, где вырастают однотипные башни, мало пригодны для жизни. Фильм не просто рассказывает историю борьбы Джейн Джекобс и жителей Нью-Йорка против "реновации" Манхэттена. Это какой-то урбанистический "Аватар" -- увлекательное и наивное кино, где добро побеждает зло, не имея толком никакого оружия, кроме уверенности в своей правоте. Институт «Стрелка», 30 мая, 22.00 программа «Место действия» Стокгольм, моя любовь режиссер Марк Казинс У этого фильма три равнозначных автора. Шведская певица Нене Черри, которая играет главную роль в этом эссе о депрессии, родном городе и памяти. Марк Казинс, ирландский режиссер-экспериментатор, разговаривающий в своих фильмах то с Эйзенштейном ("Что это за фильм про любовь?", 2012), то со всеми режиссерами сразу ("История кино: Одиссея", 2011), то, как в "Стокгольме", с Бергманом. И Кристофер Дойл, великий оператор Вонг Карвая и Теренса Малика, который снимает Стокгольм так, что фильм оказывается настоящей симфонией города. Институт «Стрелка», 1 июня, 22.00 программа «Национальный конкурс» Непрекращаемый разговор. Мамлеев режиссеры Валентина Антонова, Дмитрий Мамулия Портрет художника в вечности: фильм, снятый незадолго до смерти основателя "метафизического реализма", писателя и философа Юрия Мамлеева, не только не расскажет его биографию, но почти не покажет его самого. Тем не менее это именно портрет -- закадровая речь Мамлеева так соединяется со сновидческим визуальным рядом, что фильм становится зримым образом письма. У основателя Московской школы нового кино Дмитрия Мамулии и выпускницы его мастерской Валентины Антоновой получился не фильм о Мамлееве, а именно что фильм-мамлеев -- полукино-полуписьмо. ЦДК, 2 июня, 21.00, 4 июня, 17.00 Мультимедиа Арт Музей, 3 июня, 19.00 программа «Национальный конкурс» Бумажные звезды режиссер Инна Омельченко Одна смена в летнем детском лагере глазами 12-летней героини. Умение Инны Омельченко, выпускницы Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, раствориться в обстановке и заставить героев забыть о камере позволяет зрителям пережить вместе с Алиной все главные события летней поездки к морю: первые дни в незнакомой обстановке, дневные построения и ночные дискотеки, новые дружбы и влюбленности. Но главное, что удается режиссеру,-- показать тот почти неуловимый момент, когда незнакомые люди становятся компанией, а это почти всегда означает, что кто-то один оказывается изгоем. Фильм о том, как в человеке рождается обыкновенная жестокость -- буквально из ничего. ЦДК, 3 июня, 17.00, 4 июня, 19.00