Хроники Каннского кинофестиваля: кто купит российское кино за $2 млн
17 мая стартовал Международный Каннский кинофестиваль и кинорынок Marche du Film. У нас на этот кинорынок большие планы: нашим основным клиентам, международным закупщикам, продюсерам и фестивальным отборщикам мы представим фрагменты проектов международного пакета продаж: «Кому» (режиссер Никита Аргунов), «Вещего Олега», которого я продюсирую совместно с Владимиром Кильбургом, а также продемонстрируем черновую сборку фильма «Скиф» (режиссер Рустам Мосафир). Все это российские блокбастеры, релизы которых запланированы на 2018-2019 годы. В преддверии Канн мы заключили несколько ключевых сделок. Во-первых, фильм «Скиф» куплен одним из крупнейших немецких дистрибьюторов Splendid Film GMBH на все европейские немецкоговорящие территории, а проект «Защитники», который с самого начала показывал отличную динамику продаж (фильм выпущен в кинотеатральный прокат одновременно в 24 странах мира) в рамках сделки с компанией Shout! Factory закрыл североамериканские территории. 4Digital Media Group выпустит фильм в Великобритании и Ирландии. В общем, российское кино безусловно вызывает интерес на международном рынке. Хотя продажи кино на любом языке, кроме английского — непростое дело. И все-таки продавать русское кино сейчас легче, чем, например, 10 лет назад. Экшн пошел 10 лет назад появились так называемые российские блокбастеры и хороший, качественно сделанный экшн. Сейчас количество крупных проектов, производимых российскими студиями-мейджорами и способных заинтересовать международную аудиторию, увеличилось на порядок. («Викинг», «Экипаж», «Притяжение», «Защитники», «Невеста», анимационный фильм «Снежная королева»). В этом году российский экспортный рынок сильно вырос по оборотам. Это происходит прежде всего это благодаря Китаю. Китайские продажи от нашей общей выручки могут составлять 25-30%. Например, «Мафия» заработала в Китае $3,5 млн. Хорошо выпускать фильмы в Германии, там большая русскоязычная диаспора. Успех международных продаж определяется по пресейлам, это можно заметить по реакции дистрибьюторов на материалы фильма. Некоторые дистрибьюторы даже читают сценарии. Хотя «Скиф» хорошо продали, имея лишь концепт-арты, и только потом появились ролики и другие материалы. Вне игры: комедии и мелодрамы Если говорить о жанровом кино, то российские комедии и мелодрамы на международном рынке никого не интересуют, это сугубо российский продукт, русский юмор, понятный только нашим людям. Это отражается и на цифрах: если у блокбастера планы по сборам от $800 тысяч до $1,5 млн, в зависимости от того, куда и на каких условиях его взяли, то по жанровым картинам — это $300 000-500 000. Таким образом, за границу целесообразно продавать либо историю, некий исторический эпос, либо экшн, который универсален для понимания, либо сайенс фикшн, но его мы еще не научились делать достаточно хорошо. Страх — важнейшая страсть человека Хорошо продается хоррор. Страх универсален, его природа у всех примерно одинаковая. Как правило, страхи растут из детства: темные закрытые помещения, инородные сущности, ужас физического насилия. Поэтому у хоррора на международном рынке высокий потенциал продаж. Например, фильм «Метро». История, придуманная продюсером Игорем Толстуновым, универсальна. В каждом большом городе есть метро, и протечка воды в метро может произойти в любом городе. Каждый зритель, который смотрел этот фильм, чувствовал, что все это могло случиться с ним самим. Из-за этого картина прошла с таким успехом. Из-за этого же крошечные международные продажи фильма «Ледокол». Это история о русских полярниках. Прекрасное кино: глубокое, зрелищное. Но международному зрителю эта история не близка. История с приключениями Большой интерес сейчас вызывают исторические картины. Мы помогали компании ЦПШ с продажами «Викинга» и «Коловрата». Продажи колоссальные. Производство таких фильмов выгодно и государству — это визуализация истории государственности в России. Вещий Олег, например, человек который впервые в истории объединил все русские земли и стал по сути первым князем. Ридли Скотт про фильм «Гладиатор» (который является референсным для «Вещего Олега») говорил в интервью, что фактически создал историю не о Древнем Риме, а о Лос Анджелесе тысячу лет спустя, то есть про то, что происходит здесь и сейчас. Поступки людей тогда, сотни лет назад, были такими же, как и сейчас. В системе человеческих отношений ничего не меняется: борьба за власть, борьба за деньги, месть, поиски истинных ценностей и др. Через картинку того мира мы даем понять молодому поколению, что те чувства, те эмоции, те переживания, которые они испытывают – они не новы, они были всегда. И всегда было понятие правильного выбора.