Календарь «Киноафиши»
Насыщенно событийной и глянцево календарной выдалась кинонеделя с 22 по 28 мая 2017 года. Родился «отец» Шерлока Холмса, отмечают… Всемирный день черепах, животных, даровавших киномиру целый сонм презанятных персонажей, как из мира кино игрового, так и анимационного. На этой самой неделе родился композитор Никита Богословский, тот который – «Темная ночь» и «Шаланды, полные кефали», Нобелевский лауреат Михаил Шолохов, и покинул наш мир актер, режиссер, творец нетленной комедии «Тутси» Сидни Поллак. А также на этой неделе отечественный кинематограф разных лет отмечает День пограничника, 28 мая который… Отец Шерлока Холмса сэр Артур Игнатиус Конан Дойл, всеми нами глубоко обожаемый Артур Конан Дойль, появился на свет 22 мая 1859 года. Незаурядная личность, обладавшая множеством талантов, ко всему прочему Конан Дойль еще и врач, в историю мировой литературы и в дальнейшем – кинематографа, вошел как творец уникальнейшего персонажа, человека, давно сошедшего с книжных страниц и киноэкрана в нашу с вами повседневную жизнь. Неслучайно в Лондоне, на тот самом месте, где «жил» Шерлок Холмс в мире вымышленных героев, их приключений, теперь музей... Шерлока Холмса! Будто он и вправду принимал страждущих на Бейкер-стрит. Благодаря своему Шерлоку Артур Конан Дойль вошел в тройку писателей, чьи литературные – а позднее и кинообразы, стали самыми цитируемыми и воспроизводимыми в мире. В том списке, разумеется, Уильям Шекспир и Антон Павлович Чехов. Первыми заявить Шерлока в качестве киноиконы взялись на родине массового коммерческого кино, то есть в Америке, здесь вышла, пожалуй, одна из первых киноверсий похождений бравого британского сыщика. «Озадаченный Шерлок Холмс» (иногда переводится как «Шерлок Холмс сбит с толку», в оригинале звучит так: Sherlock Holmes Baffled) — вышел на свет немым и короткометражным. Если верить разнообразным таблоидам, самыми именитыми исполнителями ролей Шерлока Холмса и доктора Ватсона стали актеры Бэзил Рэтбоун и Найджел Брюс. Кинокритики и кинообозреватели в Америке убеждены, именно эти актеры - идеальное воплощение Шерлока и Ватсона. Сериал Игоря Масленникова стал известнейшим фильмом о Шерлоке Холмсе. Для большинства российских зрителей именно Василий Ливанов является идеальным Холмсом, а Виталий Соломин — идеальным Ватсоном. Все девять эпизодов киноновеллы выполнены в едином стилистическом решении и последовательно раскрывают отношения главных героев. Главное отличие отечественного Холмса от его западных «коллег», убеждены киноведы и кинофилы - невероятная теплота и душевность. Он все так же гениален, рассудителен и спокоен, но при этом прост в общении и не выглядит сумасшедшим и эгоистичным. А его коллега доктор Ватсон впервые в кино не выглядел как просто любопытный и почти ничего не понимающий друг Холмса. Со временем он весьма преуспел в разгадывании детективов. Не случайно королева Англии Елизавета II признала ливановского Шерлока своим лучшим Шерлоком, лучшим Шерлоком в мире. Стоит отметить и еще один, не такой растиражированный, но не менее именитый образ, созданный Конан Дойлем - это профессор Челенджер из «Затерянного мира». Но это уже тема для отдельной публикации. «Шерлок Холмс» «Темная ночь», «Шаланды, полные кефали...», «Спят курганы темные», «Одержим победу – к тебе я приеду на горячем боевом коне...», «Три года ты мне снилась», «Песня старого извозчика», топовый список песен, написанных этим автором не счесть. Никита Богословский, именитый советский композитор, родился 22 мая 1913 года. Его легкому, феноменально четкому и звучному музыкальному перу принадлежит воистину легендарная музыка. А сколько фильмов получили свою незабываемую звуковую дорожку благодаря этому феноменальному мелодисту. Из кинокартины «Два бойца» мы уже вспомнили популярные, невероятно востребованные и сегодня – написанные что называется на века, композиции. Но были также песни, созданные для таких кинофильмов как: «Большая жизнь» и «Разные судьбы», «К Черному морю» и «Легкая жизнь». Без малого шесть десятков самых разнообразных анимационных лент обрели музыкальную палитру благодаря Никите Владимировичу. Так, «Три дровосека», уморительные персонажи мультяшные, Пузырь, Соломинка и Лапоть, маршируют под музыку Богословского. Самая известная «Дюймовочка» анимационного «пошива» весь фильм «проживает», от драмы к радости, под песни и музыку Никиты Владимировича. Милые, озорные, содержательные, умные, плохих кинолент, с «живыми» актерами, либо анимационными героями в послужном списке Богословского просто нет. Каждая его песня – своего рода гимн человеку или его деятельности, явлению или просто хорошему, погожему настроению. Каковой в своей время стала песенка, шутейная, славная и симпатичная о старом извозчике. В той незатейливой песенке новый мир, насыщенно технологичный, с автобусами и метро, с легкой ироничной улыбкой прощается с таким чудным пережитком прошлого, коим на середину уже 30-х гг., XX века стал его величество старых московских улиц извозчик и его копытное средство передвижения. «Разные судьбы» Мудрая, но добросердечная черепаха Тортилла и бойцевитые черепашки-ниндзя, главная героиня старого доброго советского кинохита «Внимание, черепаха» 1969 года – самая обыкновенная черепаха из школьного живого уголка и степенная, меланхоличная черепаха в огроменных очках из анимационного фильма «Как львенок и черепаха пели песню» сегодня отмечают особый праздник. Сегодня, 23 мая, весь мир чтит этих премилых животных. Всемирный день черепах был учрежден 17 лет назад. И с тех пор его стараются отмечать – особенно в тех странах, где обитают наиболее редкие, исчезающие виды этих пресмыкающихся, отмечать сей праздник чуть ли не на государственном уровне. Этот биологически полезный и приятный «красный день календаря» пробил себе место в череде иных праздников и празднеств исключительно благодаря Американскому обществу спасения черепах (American Tortoise Rescue). Организация была основана энтузиастами в 1990 году в маленьком курортном городке Малибу (штат Калифорния, США), расположенном буквально в двух шагах от Лос-Анджелеса для сохранения популяции черепах, живущих в окрестностях города. Теперь, благодаря Интернету, об том празднике знают почти во всем мире. Черепахи давно и справно служат источником вдохновения для самых разных деятелей искусств. Только в мировой анимации черепахи – в свойственной для себя роли, либо ж как природное отражение человеческого начала, появлялись на экране в доброй сотне фильмов, малых и больших. И это не мудрено. Ведь кто есть черепаха не только для кинематографистов, но и многих из нас? Существо, наделенное искренней мудростью и невероятной жизнестойкостью, рачительный оптимист, символ долголетия. Разве только черепашки-ниндзя несколько обновили всем известный, устоявшийся веками «имидж» этих уникальных животных, обитающих почти по всему земному шару. «Черепашки-ниндзя» 24 мая 1905 год родился писатель Михаил Шолохов. Его «Тихий Дон» снискал воистину мировую славу, а последующие киновоплощения и сегодня «гремят» на экране, его «Судьба человека», отлитая в целлулоид Сергеем Бондарчуком, спустя годы, десятилетия после выхода в свет и на киноэкраны и сейчас до щемящей боли сжимает сердце. «Они сражались за Родину» - хрестоматийное произведение, ставшее благодаря Бондарчуку почти кинобестселлером, смотреть без слез и душевного содрогания совершенно невозможно. А за всеми этими фильмами и книгами стоит он, лауреат Нобелевской, Государственной и Ленинской премий в области литературы, дважды Герой Социалистического Труда, действительный член Академии наук СССР, обладатель степени почетного доктора права Сент-Эндрюсского университета в Шотландии, доктора философии Лейпцигского университета в Германии, доктора филологии Ростовского государственного университета. Михаил Александрович Шолохов. Он награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, другими наградами. В станице Вёшенской ему при жизни установлен бронзовый бюст. И это далеко не полный перечень премий, наград, почетных званий и общественных обязанностей писателя. С легкой руки писателя, кстати, получила роль Аксиньи в кинодраме «Тихий Дон» Сергея Герасимова Элина Авраамовна Быстрицкая. Вот, что говорит об этом сама Элина Быстрицкая: «...Помню как сейчас, Герасимов пригласил на пробы что-то порядка 30 актрис. Самых разных. И каждая хотела себя показать, каждая хотела себя выказать исключительно с той, нужной для роли, стороны. И вдруг Шолохов остановил свой выбор на моей кандидатуре. Так, вот, говорит, Аксинья, я же ее видел… ». «Тихий Дон» Главный мужской персонаж из кинофильма «Романс о влюбленных» Адрона Кончаловского, которого исполнил этот актер и сегодня смотрится как один из главных лирических кинообразов современности. Евгений Арсеньевич Киндинов исполнил ту роль, чудный, даровитый, актер родился 24 мая 1945 года. Как гласит современная моднявая телереклама, герой тонкой, полной чувственной мелодрамы, кинокартины «Романс о влюбленных» не говорит о любви, он этой самой любовью живет и наслаждается. Совершенно иначе, без пафоса оголтелого романтизма, смотрится другой фильм с участием этого замечательного актера – «Городской романс» Петра Тодоровского. Где уже нет той легкой летней беззаботности и нет влюбленного менестреля, пылкого, шального. Но есть будни и быт, правда и четкая фактура реальной жизни. О которую зачастую разбиваются самые романтические грезы самых по уши влюбленных людей. И хоть реальная фильмография ставит эти два фильма в иной последовательности, однако зрительские сердечные привязанности фильм Кончаловского ставят на первое место, а вот уже вторым идет не менее талантливый портрет степенно сдержанного влюбленного мужчины по версии Тодоровского. А каковым неугомонным, с трасущимися от страсти руками, у него, у этого замечательного актера, вышел робкий, но весьма предприимчивый богослов Саймон Роулз из фильма «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы» Евгения Татарского, который «всуе» именуют не иначе как «Приключения принца Флоризеля». Тихоня, ставший в один миг богатейшим человеком, но не сумевший справиться со внезапно налетевшими страстями. И богатством. Однако кинороли и кинобразы для этого талантливого актера - не суть важное явление творческой биографии. Во главе угла у Киндинова – его величество театр, в данном случае - МХТ имени Чехова. Профессор ВГИКа. «Приключения принца Флоризеля» «Четыре свадьбы и одни похороны», «Ричард III», «Английский пациент», «Заклинатель лошадей», «Арсен Люпен», «Эскорт для дам», «Ларго Винч. Начало», были совершенно иными, если бы в них не появилась она, французская перчинка с тонким ароматом драматических интонаций Кристин Скотт Томас. Актриса, кстати, родилась 24 мая 1960 года. У Кристин Скотт Томас нет и не может быть любимых ролей или жанров, ультимативна подчас в своих интервью актриса. Умение быть гибкой, непринужденной, «своей» в любой игре экранной – вот она, тонкая женская правда самой обычной профессиональной актрисы, убеждена Кристин. Играть только окостенелых стерв – сплошной моветон, быть истой англичанкой – дичайшая банальность. Если ты решился выйти на киноэкран, стань гуттаперчевым, стань таким, каким тебя хочет, жаждет видеть режиссер. Не стоит жить на экране «в лайковых перчатках», когда сценарий требует суровой правды будней. При этом живет в кино, в кадре «не теряя лица», по едкому и одновременно с тем меткому выражению самой актрисы. Она внимательна и вдумчива, придирчива, но демократична, эмоционально сдержанна, но при этом открыта и невероятно улыбчива. Входит в каждый новый фильм словно первый раз, и не считает подобное недостатком, наоборот, убеждена Кристин Скотт Томас, подобное отношение к кинотворению – подарок судьбы, причем для всех. Даже для самой актрисы. «Четыре свадьбы и одни похороны» «Ричард III», однако широкой кинозрительской общественности сэр Иэн Мюррэй МакКеллен известен по громогласным и высокооктановым ролям и образам из крпнобюджетных блокбастеров «Люди Икс» и «Властелин колец». 25 мая 1939 года в городке Бернкли, Англия, появился на свет Иэн МакКеллен. Убежденный оптимист и невероятно позитивный человек, МакКеллен уверен, только с годами к нему стали приходить не только роли, но и слава, узнавание, почет, уважение за все содеянное на киноэкране. Словно тот самый кудесник Гэндальф из многосерийной киносаги «Властелин колец» сумел сотворить значимое, главное чудо в жизни любого приличного актера, сотворил если не кумира, но колоритное, узнаваемое лицо на всех земных континентах, где есть кинопроектор. До сих пор не может определиться, стоит отметить, какой из образов ему ближе, интереснее и привлекательнее, сугубо положительный Гэндальф, либо же совершенно отрицательный Магнето из цикла фильмов о «Людях Икс». В разных своих интервью актер утверждает, обе краски, обе маски ему невероятно дороги и привлекательны. Ибо не может актер стать рабом какого-то одного амплуа. А тут – такой полет мысли и фантазии. Считает за комплимент, когда однажды в телеинтервью молодая журналистка поразилась, Гэндальф и Магнето – один человек, то есть один актер, была убеждена, Иэн МакКеллен просто шутит, когда ставит эти два образа в прямую зависимость от себя. Фантастику обожает, но все же считает себя ярким и ярым сторонником Шекспира, убежден, все, что экран современный кажет, обо всем уже сказал, написал в свое время этот драматургический гений. К перечисленному выше из шекспировского наследия стоит добавить фильм 2008 года «Король Лир», в котором заглавную роль исполнил Иэн МакКеллен. Как утверждает сам актер, он к этой роли шел всю свою жизнь. К роли униженного, раздавленного одинокого старика, враз, вмиг потерявшего все и вся. «Лучше один раз подобное пережить на киноэкране, нежели ждать, когда оное настигнет тебя в реальности, - убежден МакКеллен. «Властелин колец» Озорник и невероятный выдумщик, режиссер таких знаковых лент как «Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?», «Три дня кондора» и комедии всех времен и народов «Тутси» Сидни Поллак ушел от нас в мир иной 26 мая 2008 года. Что удивительно, к теме смерти Поллак всегда относился с легкой толикой иронии. Смерть – она ж всегда забирает только лучших, и причем – совершенно внезапно, расточал как-то в одном своем интервью легкую самозабвенную иронию Поллак. Скончался – уверены, убеждены все, кто знал Сидни Поллака, совершенно случайно, внезапно, вдруг. Хотя ходили упорные слухи об онкологическом заболевании, которое Сидни скрывал самым тщательным образом от всех его окружающих друзей и коллег. Вся его жизнь – словно скорый поезд, он никогда не стоял на месте. Если не снимал сам как режиссер, то снимался как актер. И хоть – как и положено у приличных актеров, любимых ролей у Поллака не было и быть не могло, свой небольшой, но емкий образ из комедии «Тутси» помнил, любил, холил и лелеял в своей памяти почти всю свою жизнь. Ведь в том комедии Сидни Поллак... сыграл что называется самого себя. Только есть один нюанс, в жизни, в обыденности Сидни был продюсером и режиссером, а в той комедии исполнил роль не самого успешного директора не самого успешного актера. В ту роль, к кинокомедии «Тутси» Поллак обращался регулярно в своих интервью, мастер качественного, просто добротного кино вложил почти всю свою душу, весь свой темперамент. Не взирая даже на то премилый факт, что Поллак был еще и... постановщиком фильма «Тутси». После выхода картины на киноэкраны Поллак философски заметил, в этом мире люди делятся на два вида: тех, кого можно и нужно пристроить – работать, любить, просто жить, и тех, кто этим самым пристройством занимается. И вторым ой как нелегко бывает по отношению к первым... При всем внутреннем драматическом лиризме, обожал комедии – во всех их проявлениях, свои, чужие, не суть важно. Коллег, которые творили комедии, в своих похвалах буквально на руках носил. Одна из последних ролей Поллака – отец невесты из комедии «Друг невесты», выдалась максимально удачной в его пестрой актерской биографии. И никто, совершенно, совсем, никто не заметил, даже думать не мог, что в этом легком на подъем и искристо шутливом балагуре кроется печаль и боль. Которая вылилась... Сидни Поллаку, известному американскому режиссеру и актеру в тот год, 2008-й, исполнилось только 73. «Тутси» Дочь невероятно даровитой актрисы Лидии Федосеевой-Шукшиной и актера, режиссера, просто творческого самородка Василия Шукшина в этом году справляет знаковый в судьбе каждого из нас юбилей. Мария Васильевна Шукшина родилась 27 мая 1967 года. Как отмечают поклонники этой удивительной актрисы, актерский мир Марии Васильевны – целая планета образов и ощущений, ролей и персонажей, средь которых нет ни одного схожего, ни одного штампа или повтора. Даже в сиюминутной бытовой рекламе пеномоющих средств Мария Шукшина – самое очарование, носитель своей собственной актерской харизмы, притягательной как для тех, кто обожает творить кино, так и для тех, кто кино просто обожает. Будучи киноманом, зрителем. Не любит впустую проводить время на киноплощадке, не любит излишнее внимание к своей персоне во время работы, хотя чванливой и заносчивой себя не считает. Просто каждый должен заниматься своим делом, тогда получится оно самое - искомый кинопродукт. Не любит и не хочет превращать свою творческую жизнь в некое подобие мемориала отцу, так как считает, что нам важно жить воспоминаниями, но делать это нужно красиво и деликатно. Стало быть – далеко не каждый день. Ее актерская амплитуда широка, в фильмографии Марии Шукшиной есть место и трогательной драме, и задорной, рассыпчато смешной, озорной комедии. Дело не в жанре, дело в том, как вы беретесь за то или иное дело, уверена актриса. Если за дело браться из рук вон плохо, сколько бы денег и нервов не было затрачено на фильм, то хорошего кино из того предприятия явно не выйдет. Поэтому убеждена, снимается только в добротном, качественном кино. или же работать на ТВ, так поступала - отчаянно, самоотрешено досконально и правильно, актриса, будучи ведущей проекта «Жди меня» на Первом канале. Свою многолетнюю роль телеведущей одного из самых сильных и ответственных социальных телепроектов современности вспоминает с большой благодарностью. Так как программа «Жди меня», поначалу «Ищу тебя» - сложный, невероятный проект, который впускает в этот мир безверия и бессилия лучик надежды, и той самой веры, без которой человек жить невозможно. Мария Шукшина Безудержно комплементарный, восторженно положительный актер, звезда Голливуда Пол Беттани появился на свет 27 мая 1971 года. Невероятно позитивный парень – громко и уверенно, вошел в наш мир в образе… белокурого религиозного фанатика Сайласа из конспирологической драмы «Код Да Винчи». Хотя до того момента снялся в приличном числе кинокартин, за его плечами были уже и «Клуб самоубийц», «История рыцаря», «Игры разума», «Догвилль» и «Уимблдон». Удивительно общительный, искренний и открытый Пол Беттани как-то заметил, что в кино, в основе своей актерской – белокурый садист или же меланхолик с трудной, невнятной судьбой. В жизни же нет и тени от тех мрачноватых образов, через которые прошел, которыми прожил этот чудный, славный артист. В своих многочисленных интервью обожает рассуждать, драма, стильная, умная, – закаляет тебя как цельнопрофессиональную личность, делают тебя жестче, привлекательнее, что ли, для иных продюсеров и режиссеров. И в каждой своей новой роли, в каждой своей новой работе Пол Беттани старается разыскать нечто схожее со своим очередным образом в самом себе, пусть даже легкие оттенки и намеки, где-то там, в глубине души. И по мере возможности отторгнуть этот мрак из себя, если образ – как персонаж Беттани из фильма «Код Да Винчи», довольно-таки неприятный... «Честно скажу, так глубоко в сценарии я не копаю. Принял, к примеру, предложение сняться в «Пастыре» (картина Скотта Чарльза Стюарта о священниках, профессиональных борцах с новой расой вампиров) только лишь потому, что с детства люблю истории о вампирах, - с широкой улыбкой на лице утверждает Пол Беттани. - Смерть как обожаю все эти жизнеутверждающие саги о кровососах. Что мне лично импонировало в картине, так это развитие сюжета, развитие темы вампиров. Вы в курсе, какими этих тварей изображает кинематограф. Их, типа, ненавидеть надо, а тут тебе в виде кровососа подсовывают Тома Круза или Бреда Пита. Ну, кто их после такой сервировки будет ненавидеть? Самые обожаемые получаются персонажи. Наши вампиры – это нечто, с такими на дискотеку вряд ли пойдешь… А что касается смысла фильма, смысла жизни моего персонажа… Знаете, я вам скажу одно: я блондин, и я актер. Что дали сыграть, то сыграл. Получилось убедительно – хвала творцу, не получилось, буду избивать себя розгами как мой персонаж альбинос Сайлас из «Кода Да Винчи». «Кода Да Винчи» 28 мая, в День пограничника, самое время вспомнить киноленты, в которых говорится о ратном труде и боевом подвиге тех служивых, кто каждый день несет свою вахту на государственной границе. Собственно, именно с этого телевизионного многосерийного фильма – имя которому «Государственная граница», и хочется начать обзор. Эпическое получилось телеполотно, ведь первая серия патетической драмы из жизни пограничников молодой Советской республики вышло в олимпийском, 1980-м году, а восьмой фильм – «На дальнем пограничье», в 1988 году, перешагнув барьер первых лет перестройки и первых годин спада отечественного кинопроизводства. Картина не стала суконной агиткой или же тривиальным производственным фильмом, но выросла до уровня патриотической кинодрамы «Офицеры», выдохнув из сценария весь идеологический пафос, оставив только такие понятия как честь и совесть, офицерскую, пограничную. Кто-то же должен не просто Родину защищать, но стоять на переднем краю, на передовых рубежах. Какие только темы не поднимались в этой теленовелле все восемь лет и восемь киносерий, первые годы Советской власти и проблемы на советско-польской границе, восточный барьер России, неприятности на советско-китайских рубежах, проблематика взаимоотношений в Туркестане, басмачи как главный раздражающий фактор советского государства. Война, самое начало, подвиг пограничников раскрыт в полной мере, послевоенное лихолетье, борьба спецслужб и умелое лавирование в этой борьбе советских пограничников. Из иных лент стоит вспомнить живописную драму «Приказано взять живым» Виктора Живолуба, в которой снялись такие воистину звезды советского киноэкрана, как Михаил Пуговкин и Вера Васильева, Александра Яковлева, та самая, которая – «Экипаж» и «Чародеи», а также в небольшой, но яркой и запоминаемой роли выступила звездочка киномюзикла «Небесные ласточки» Леонида Квинихидзе Ия Ниндзе. Из пограничных детективных лент, в которых действие густо замешано на работе спецслужб и госграницы, стоит отметить картину Виктора Живолуба «Бармен из «Золотого якоря» с Евгением Герасимовым, Андреем Ростоцким, Татьяной Догилевой и Натальей Вавиловой в главных ролях. В этой ленте есть все, что может и должно нравиться в кино о пограничниках и спецслужбах, лихо закрученный сюжет, приграничные – опасные, читай, моменты, красивые виды и красивые актеры с актрисами. Из сравнительно современных теленовелл о границе и пограничниках стоит отметить работу Первого канала и лично режиссера Александра Митты «Граница. Таежный роман». И хоть со времени теле и кинопремьеры фильма, было снято сразу две версии, телевизионная многосерийная и версия полноэкранная, для кинопроката, прошло уже 17 лет, картина смотрится легко и свежо, единственное, что выдает «возраст» фильма – главные герои картины, Алексей Гуськов, Ольга Будина, Марат Башаров, Рената Литвинова. Хоть они и сейчас смотрятся н экране молодо и свежо, все-таки проступает разница меж теми днями и современностью. Из фильма, стоит отметить, вышел хит группы «Любэ» в исполнении Николая Расторгуева «Ты неси меня, река». Которую написал один из композиторов картины Игорь Матвиенко. Что характерно, текст к песне написал режиссер картины Александр Митта. Дмитрий Московский