Войти в почту

Каннский кинофестиваль: члены независимого жюри защитили меньшинства с табличкой «Чечня»

На 70-м Каннском кинофестивале умы взбудоражили новый фильм 75-летнего австрийского режиссера Михаэля Ханеке «Хэппи-энд», независимое жюри с табличкой «Чечня» и босой Арнольд Шварценеггер, восхищенный президентскими выборами во Франции. Суть нового, но фирменного фильма Ханеке укладывается в краткий синопсис: снимок жизни буржуазной европейской семьи. Жан-Луи Трентиньян сыграл человека, отметившего 85-летие в инвалидной коляске. Почтенный и рассеянный господин, задушивший жену подушкой, как это было с его героем и в «Любви» Ханеке, он решается на немыслимый поступок. Прелестная 13-летняя девочка пытается снять трагедию на мобильный телефон. Она очень похожа на юную героиню новеллы «Девочка и смерть» в «Трех историях» Киры Муратовой — ангела небесного, способного на все. А так все хорошо в благополучном семействе. Разве что великовозрастный сынок героини Изабель Юппер приведет на чопорный праздничный обед темнокожих мигрантов. Но и этот скандал можно пережить. Все проблемы Европы в одном флаконе. Михаэль Ханеке — дважды лауреат «Золотой пальмовой ветви». Награды ему принесли «Любовь» и «Белая лента». Установит ли он рекорд и станет ли первым трехкратным обладателем главной каннской награды? Вполне. Слишком многое сошлось в его картине из того, что тревожит современную Европу. Хотя он так и не вышел на коду, которая перевела бы его картину на вселенский уровень. Буржуазный уклад терпит крах и в «Убийстве священного оленя» греческого режиссера Йоргоса Лантимса. Преуспевающий хирург в исполнении Колина Фаррелла поддерживает дружбу с 16-летнем подростком, отец которого умер у него на операционном столе два года назад. Но начавшийся вполне реалистично фильм превратится в триллер, а потом будет убит заполонившей экран вампукой. Все время гадаешь, кто тут кого укокошит, чтобы положить конец череде страшных событий, вызывающих ближе к финалу только смех. Николь Кидман в очередной раз сыграла несчастную мать, жизнь которой — сплошная боль. Премьере конкурсного фильма «120 ударов в минуту» французского режиссера Робина Кампилло предшествовала акция. Жюри учрежденного в 2010 году приза за фильмы ЛГБТ-тематики появилось на звездной дорожке с табличками: «Молчание — смерть», «Достаточно», «Чечня». Последняя надпись связана с появившейся в мировой прессе информацией о преследовании там лиц нетрадиционной сексуальной ориентации и наличии тюрем для гомосексуалистов. Посетила показ актриса и муза Карла Лагерфельда, а теперь еще и режиссер Кристен Стюарт. Она представляет в Каннах дебютную короткометражку «Пойдем поплаваем». Индийская актриса Айшвария Рай появилась в платье, для которого потребовалось сопровождение. Без помощи пары ассистенток подняться в нем по лестнице было невозможно. Робин Кампилло на основе личного опыта рассказал о деятельности организации больных СПИДом гей-активистов в 90-е годы. Активисты пытаются привлечь внимание общества к этой проблеме радикальным способом, врываясь в корпорации, производящие лекарства, и устраивая там кровавые погромы. Их девиз: «Молчание — смерть». В перерыве между акциями герои предаются запретной мужской любви во всех подробностях для зрителя. Робин Кампилло был соавтором сценария фильма «Класс», получившего «Золотую пальмовую ветвь» в 2008 году, и работает в той же документальной стилистике, востребованной в современном европейском кино. Звездную дорожку в эти дни оживил американский актер Терри Нотари. Он сыграл в «Квадрате» Рубена Эстлунда «неандертальца», развлекающего пресыщенную и опять же буржуазную публику перформансом. И на каннской дорожке учинил действо двадцатилетней давности в духе человека-собаки Олега Кулика, покусывающего гостей. Наблюдая за парадом звезд, российские журналисты вспоминают Жанну Прохоренко, представлявшую в 1960 году на Каннском фестивале картину «Баллада о солдате» Григория Чухрая. Чего стоило советским актрисам раздобыть наряд для каннской премьеры, трудно даже представить. Тогда жюри возглавлял Жорж Сименон, и «Баллада о солдате» получила спецприз за гуманизм и художественные достижения. Внучка Жанны Прохоренко Марьяна Спивак приехала в Канны с «Нелюбовью» Андрея Звягинцева. «Это моя первая работа в большом кино, и сразу такой старт, вертикальный взлет. По-другому как счастьем это назвать нельзя», — призналась она в Каннах. По рассказу Звягинцева, Спивак пришла в первый же день кастинга: «А потом я еще четыре месяца мучил Марьяну, прежде чем утвердил на роль». В рейтингах критиков у «Нелюбви» — самый высокий балл. Приехал на фестиваль Арнольд Шварценеггер, чтобы промотировать свой продюсерский проект — документальный фильм «Чудо моря в 3D», где он также читает закадровый текст. Картина в течение трех лет снималась на Фиджи и Багамах, и теперь можно побродить босиком вдоль Лазурного Берега в светлом костюме на радость журналистам. Шварценеггер признался, что любит бывать во Франции и восхищен той великой работой, которая была проделана по выбору президента Франции.

Члены независимого жюри в Каннах защитили меньшинства с табличкой «Чечня»
© МК