Теодор Курентзис сыграл «Свадьбу»

Эксперименты и премьеры Дягилевского фестиваля Фестиваль музыка В Перми продолжается международный Дягилевский фестиваль -- стараниями команды Теодора Курентзиса он перерос не только региональный, но и федеральный контекст, интегрировавшись в общеевропейскую культурную повестку. Комментирует Дмитрий Ренанский. Останавливаться на достигнутом за последние годы в Пермской опере явно не намерены: на днях стало известно, что Дягилевский фестиваль-2018 откроет премьера "Жанны д`Арк на костре" Артюра Онеггера в постановке Ромео Кастеллуччи, а на закрытии будет представлена очередная часть малеровского сериала (см. "Ъ" от 17 мая) -- под управлением Теодора Курентзиса прозвучит Четвертая симфония композитора. Параллельно реализации этой космополитичной программы к нынешнему году Дягилевскому удалось занять остававшуюся до сих пор вакантной нишу городского форума искусств, ориентированного на максимально широкий охват аудитории -- элитаризм, под знаком которого проходили первые фестивали в эпоху Теодора Курентзиса, уступил курсу на просвещение и воспитание публики. Являя собой вполне уникальный для современных российских реалий пример осознанной и последовательной культурной политики, сегодня Дягилевский выглядит едва ли не самым гуманистическим из отечественных фестивалей -- не скатываясь в популизм, он умудряется вести диалог на равных с самыми разными возрастными и социальными группами. Вероятный секрет успеха -- в снятии культурных и жанровых барьеров: вечер world music с ансамблем Алима Гасымова из Азербайджана и индийским виртуозом Пандитом Харипрасадом Чаурасией соседствовал в афише минувшей фестивальной недели с концертом выдающегося барочного виолончелиста Брюно Коксе, духовный фастфуд пианиста Антона Батагова -- с бескомпромиссной программой Московского ансамбля современной музыки, подводные музыкальные аттракционы датской группы Aquasonic -- c уроками театральной антропологии артистов Центра Ежи Гротовского из итальянской Понтедеры. Впечатляла даже не легкость, с которой все эти разнонаправленные вроде бы репертуарные векторы уживались друг с другом, а доверие, с которым воспитанная фестивалем публика внимательно вслушивалась и всматривалась в сложносочиненную полифонию программы нынешнего года: аудитория Дягилевского готова азартно бросаться с головой даже в самые неожиданные художественные эксперименты вроде спектакля-экскурсии "Remote Perm", очередной франшизы легендарной немецкой группы Rimini Protokoll. Центральным театральным событием первой половины форума стала "Свадьба" -- опера для шести женских голосов канадского композитора сербского происхождения Аны Соколович, впервые исполненная в Европе два года назад на фестивале в Экс-ан-Провансе. Ее протагонистами, как и в декабрьской премьере "Cantos" Алексея Сюмака, стали солисты хора musicAeterna, на этот раз во главе с примкнувшей к подопечным Виталия Полонского примой Пермской оперы Надеждой Павловой. На фоне выдающейся работы хормейстера Ольги Власовой потерялась декоративная режиссура Антона Адасинского: драматически наполненная виртуозность музицирования musicAeterna самодостаточна и потому требует особенно бережной театральной огранки, тем более в формате камерной сцены. Вероятно, наиболее органично пермская "Свадьба" смотрелась бы в концертном исполнении. Премьеру постановки ждали еще зимой, но она как влитая вписалась в программу Дягилевского с его курсом на преодоление границ: терпкий неофольклорный язык партитуры Аны Соколович обнажал древние корни театра, а значит, исподволь превращал всех присутствовавших на "Свадьбе" из гостей в соучастников -- у ритуала, как известно, не может быть пассивных зрителей.