Каннский фестиваль: опоздавшего Оливера Стоуна определили к Уме Турман
На 70-м Каннском фестивале отметили юбилей, рассказали о том, что происходит на Донбассе, дали всем понять, что в российское кино вливается молодая кровь, какой нет в бездыханном по большей части основном конкурсе. По случаю фестивального юбилея в Каннах объявили грандиозный сбор: в один день и час победители и члены жюри последних лет участвовали в феноменальном фотоколе. Зрелище незабываемое: не сама фотография со «священными чудовищами» мирового кино, а то, как они собирались и рассаживались. Жюльет Бинош беседовала с Умой Турман, Катрин Денев — с Изабель Юппер, едва достававшей до плеча Николь Кидман, накануне поразившей белоснежной капроновой юбкой, достойной балетной партии сильфиды, на премьере «Убийства священного оленя». Михаэль Ханеке присел рядом с Клодом Лелушем. Рядом — Костас Гаврас, Нанни Моретти, Джейн Кэмпион — первая женщина-режиссер, получившая «Золотую пальмовую ветвь» за «Пианино» в 1993 году. В числе приглашенных — приезжавший недавно в Москву альтер-эго Франсуа Трюффо Жан-Пьер Лео, Настасья Кински, Антонио Бандерас и Гаэль Гарсиа Берналь. Чуть опоздал на построение Оливер Стоун — и был отправлен в самую сердцевину пирамиды, к Уме Турман. Сколько ни вглядываешься в лица, российских кинематографистов не найти… Проходят и другие юбилейные торжества: мастер-классы Клинта Иствуда и Альфонсо Куарона, чествования покойного Абасса Киаростами и здравствующего Андре Тишине, поприветствовать которого съехались знаменитые актрисы Франции — Катрин Денев, Изабель Юппер, Эммануэль Беар и Жюльет Бинош. Основной конкурс не особенно радует. Он какой-то бездыханный, от него веет спокойствием и тишиной, никаких открытий. А уж участие французского опуса «Роден» Жака Дуайона (о знаменитом скульпторе) было отмечено полупустым залом на пресс-показе. Так сами французы выразили свое отношение к совсем уж мертвому фильму, к тому же уже показанному в Париже. «Роковое искушение» Софии Копполы, где пресная героиня Николь Кидман отрежет ногу Колину Фарреллу, с которым они только что сыграли семейную пару в другом конкурсном фильме. Только там он играл хирурга-аса, а теперь на радость киноманам Кидман превратилась в доморощенного лекаря. Веселая в этом смысле картина, с иронией, но все время ждешь чего-то равного «Догвиллю» Триера или «Любви» Ханеке. На лишенном драйва и энергии фоне появление в программе «Особый взгляд» российской «Тесноты» молодого режиссера из Кабардино-Балкарии Кантемира Балагова — это мощная встряска. Интересный сценарий, свежие лица на экране, в том числе и актеров из Кабардино-Балкарии. Отличные работы у Дарьи Жовнер, Ольги Драгуновой, Артема Цыпина из Санкт-Петербурга, сыгравшего осязаемо точно роль отца. Такой живой энергии давно не было в нашем кино. Действие происходят в 1998 году на Северном Кавказе, в Нальчике, где похищают еврейского парня и его невесту, требуя от несчастных родителей выкуп. В экстремальной ситуации наружу выйдет все, что дремало. Семья начнет трещать по швам. Под песни Тани Булановой и страшные кадры издевательств над людьми на Кавказе проявятся характеры, в том числе выросших детей, которые, как скажет мать, уже сами себе свои, «не наши дети». В дни фестиваля пришла печальная весть. 29-летний режиссер Максим Шавкин, представлявший два года назад в студенческой программе «Синефондасьон» дипломную работу «14 шагов», сделанную в мастерской Дмитрия Мамулия в Московской школе нового кино, 22 мая утонул в Петербурге. Два года назад он рассказал обозревателю «МК», как пришел в режиссуру, имея техническое образование, и снял фильм на собственные средства, при поддержке друзей. Максим мечтал о полнометражной картине «11» с привлечением 11 документалистов, которые бы в разных концах России собирали материал, на основе которого потом бы возник игровой фильм с участием самых обычных людей, не актеров. В программе «Двухнедельник режиссеров» участвует картина «Иней» («Мороз») литовского режиссера и выпускника ВГИКа Шарунаса Бартаса. Перед показом зал замер на фестивале была объявлена минута молчания в память о жертвах теракта в Манчестере, который Канны расценили как атаку на культуру и молодость. В «Инее» снималась французская актриса Ванесса Паради, недавняя жена Джонни Деппа. Она сыграла французскую журналистку, оказавшуюся в Киеве. Когда Ванесса появляется на экране, кажется, что это Катя Голубева — русско-французская актриса, некогда жена Шарунаса Бартаса, мать его дочери, ушедшая из жизни в 2011 году при трагических обстоятельствах. Кате Шарунас посвятил свой предыдущий фильм «Покой нам только снится», тоже показанный в «Двухнедельнике режиссеров» два года назад. В «Инее» двое молодых людей из Литвы отправляются в Киев, а дальше — на Донбасс с гуманитарной помощью: везут обувь, одежду, еду. Оказавшись в зоне военных действий, на вопросы военных парень отвечает: «Везу груз украинской армии». «Захотели на войну посмотреть? Жить надоело?» — спросит один из военных, занимающихся отправкой «груза-200» — тел погибших, в том числе и противников. Он доходчиво объяснит Рокосу, каков запах трупа. Его с другим не спутаешь, и не дай Бог узнать. Прочитает, как лекцию, и эти декларативные куски выпадают из картины. Но Бартасу важно все это проговорить и невольно выразить реально существующий страх литовского народа по поводу того, что и у них может произойти то же, что на Украине. Как рассказал «МК» Шарунас Бартас, съемки проходили на Донбассе, и задействованы в них не актеры, а военные. Вот философия войны: «Могу ли я убивать или должен ждать, когда мою семью убивают? Мы не пришли умирать за свою страну, а пришли убивать за свою страну». Какой выход, когда мать у тебя — русская, а отец — украинец? Кого первого убивать? На вопрос литовского парня, почему все происходит в Украине, а не где-то еще, ответят: место удобное, есть выход к морю, Европа рядом. А дальше пошел прямо-таки балабановский расклад про родину и надо ли ее непременно любить. Солдат войны (а он становится неким метафорическим героем) скажет про себя: «Я люблю Украину. Я здесь родился и не позволю никому свою родину топтать». А потом сама жизнь все объяснит. Финал будет страшным.