Ещё

«Кроткая» показала норов 

Завершается Каннский кинофестиваль
Фестиваль кино
70-й Каннский фестиваль подходит к финалу. Его предварительные итоги, включая результаты российского кино, рассматривает .
Одним из последних в конкурсе показали фильм . Это пример образцового дизайнерского мастерства, режиссерского остроумия и отменной работы с актерами (Жереми Ренье, и  в изящном камео). Хлоя — 25-летняя смотрительница парижского Музея современного искусства во дворце Токио. В процессе бурного романа с психоаналитиком Полем она обнаруживает существование его брата-близнеца: они столь же схожи внешне, сколь контрастны по нравам и поведению. В какой-то момент начинаешь догадываться, что раздвоение — это скорее внутренняя проблема самой Хлои, а возможно, и Озона, в эксцентричной форме рассказавшего про свое одиночество и тоску о «тайном брате». Зрителю тут не приходится скучать: фильм бравирует бурными постельными сценами и с помощью камеры заглядывает в женское лоно, отслеживая происходящие в нем процессы — от оргазма до капризов вызревания плода. Балансируя между эротическим триллером и психоаналитической комедией, «Двуличный любовник» в итоге слишком глубоко погружается в специфичную медицинскую проблематику, частенько забывая при этом об элементарном правдоподобии.
Уже подмечено, что практически все конкурсные фильмы в рейтинге Screen International получили рекордно низкие оценки от международной прессы — ниже трех баллов. Такой «фестиваль двоечников» случается нечасто, зато уже не первый раз совпадает с юбилеем: так, крайне слабым оказался конкурс 50-го Каннского в 1997 году. Гипотеза о том, что и нынешний будет «не ах», зародилась у меня еще до начала фестиваля и подкреплялась фактами с каждым его днем. Наивная уверенность, будто список авторитетных режиссерских имен обернется коллекцией шедевров киноискусства, окончательно истаяла. Безупречных фильмов практически не было, и даже лучшим из них чего-то не хватало для ударного эффекта или божественной гармонии. Тем радостнее отметить, что российское кино оказалось на передовых позициях, и с ним, несмотря на переживаемые всем известные трудности, дело обстоит не так безнадежно.
«Нелюбовь»  — единственный фильм, получивший совокупную оценку выше трех баллов, — с самого начала занял вакантную нишу лидера конкурса. Перед премьерой «Кроткой» распространились слухи, что это куда более радикальное кино, а в сравнении с ним «Нелюбовь» — почти что . И вот «Кроткая» показана: впечатление сильное и при этом отвергающее любые сравнения за их полной неуместностью.
Фильм Лозницы — публицистическое высказывание о современной России или, точнее, о постсоветском пространстве, о достоевских безднах, которые разверзлись на этой территории и с роковой неизбежностью заполняются злом. Центром притяжения на этом заколдованном пространстве испокон веков является тюрьма — огромное здание, охраняемое и обслуживаемое безотказной, никогда не дающей сбоев бюрократической машиной. Здание, куда невозможно попасть и откуда нельзя вырваться: в этом имеет полную возможность убедиться Кроткая, главная героиня картины, приехавшая сюда в поисках потерянного в тюремном лабиринте мужа.
Кроткая, скупо, но мощно сыгранная Василиной Маковцевой, проходит все круги кафкианского (или сорокинского) ада, который представляет собой мегапроекцию отечественной флоры и фауны, истории и культуры. Мы встречаем здесь побитых жизнью и готовых бить первого встречного ментов, падших женщин и бандерш, сводниц и сводников, персонажей криминального «малинника» и штатных борцов то ли за права человека, то ли как раз с этими правами. Все они населяют зону, окружающую тюрьму и фактически с ней сливающуюся в единый фантасмагорический образ тотального беспредела.
Амбициозный глобализм этой структуры заставляет Лозницу резко порвать с хорошо знакомыми ему документальными традициями и пойти по рискованному пути гротеска, проложенному многими великими и менее великими, в том числе и Рязановым в позднем периоде «Старых кляч». Так что предложенное сравнение с «Нелюбовью» поворачивается вспять, а появление Лии Ахеджаковой в образе фальшивой правозащитницы выглядит знаковым, хотя и не вполне справедливым: по сути, актриса играет жестокую пародию на самое себя.
В «Кроткой» собрано много замечательных актеров разных школ — «Коляда-театра», Театра.doc и других: назовем Марину Клещееву, , , . Сказать, что из них получился слаженный ансамбль, будет неправдой, и скорее верно то, что режиссер сознательно стремился к эклектике: это особенно заметно в театрализованном, по-брехтовски аранжированном финале. Смотреть это кино трудно, даже мучительно, потому что это не фильм в чистом смысле, а сон о больной стране, которая беспробудно спит и видит себя изнасилованной — и не хочет проснуться, потому что явь еще страшнее ночного кошмара.
«Кроткая» вызвала смешанные реакции, однако не следует путать их с провалом, как поспешили отрапортовать некоторые российские медиа, специализирующиеся на разоблачении «русофобии». На моей каннской памяти много реальных провалов, в данном же случае можно говорить о том, что появился новаторский, спорный по своим художественным решениям фильм, который не может быть сразу всеми принят. Такими были на 50-м Каннском фестивале «Забавные игры» . Кстати, соотечественники тоже не раз упрекали замечательного режиссера в «австрофобии», во многом подтолкнув его к тому, чтобы перебраться работать во Францию. Лозница, впрочем, уже давно живет не на экс-территориях СССР, а в Германии, но при этом работает, как большинство международных режиссеров, в системе копродукций. В создании «Кроткой» финансово участвовали кинокомпании Франции, Нидерландов, Литвы, Латвии, Польши, Украины и России.
Зато можно говорить практически о полном единодушии реакций на «Тесноту» Кантемира Балагова — еще одну российскую картину, участницу конкурса «Особый взгляд» и претендентку на дебютный приз «Золотая камера». Работа 25-летнего режиссера из Кабардино-Балкарии, ученика , впечатляет одновременно зрелостью и свежестью. Историю еврейской семьи, зажатой в тесноте многонационального Кавказа и пережившей военно-бандитские турбуленции 1990-х годов, Балагов рассказывает как гость из будущего, обладающий талантом и сверхчувствительной камерой для того, чтобы проникнуть в самую сердцевину этой драмы. И вне зависимости от того, как именно распределятся в воскресенье награды, это полновесный фильм-открытие — из тех, о которых мечтали, большей частью тщетно, участники и гости 70-го Каннского фестиваля.
Видео дня. Что стало с актерами культового «Звездного десанта»
Смотреть фильм на
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео