Вступительный ритуал заключительной церемонии каннской программы «Особый взгляд» неизменно вызывает у меня зависть. Тьерри Фремо приглашает на сцену всех, кто принимал то или иное участие в реализации этой программы, от отборщиков до последнего охранника и контролера, и тех, кто проводит зрителей в зал и помогает им найти места, – зал дружно благодарит их громом аплодисментов. И только потом представляются члены жюри, раздающие весьма многочисленные по нынешним временам призы. Одному человеку невозможно просмотреть все фильмы даже официальной программы Каннского кинофестиваля, не говоря о «Двухнедельнике режиссеров» и Неделе критики, которые уже подвели свои итоги ранее. Скажу только, что приз Международной прессы (ФИПРЕССИ) по параллельным программам получил португальский производственный мьюзикл «Фабрика ничего», задав тон примату социальной проблематики и стилистики соцреализма не только в программах, но и в распределении премий. Приз ФИПРЕССИ в «Особом взгляде» получил фильм «Теснота» Кантемира Балагова с Северного Кавказа, тоже работа, вполне соответствующая примату социокультурной проблематики. Главный же приз международного жюри под председательством американской звезды Умы Турман достался иранскому оппозиционеру Мухаммаду Расулофу за фильм «Лерд» (международное название — «Целостная личность»), который по сюжету почти дословно повторяет наш «Левиафан»: речь идет о борьбе честного предпринимателя и его семьи против всесильной корпорации, которая хочет отобрать у него землю и бизнес. Разница только в финале: герой одерживает победу, взяв на вооружение те схемы обмана, коррупции и убийства, которые применяли против него сильные мира сего. Тем самым автор – вольно или невольно – возвращается в той американской истории, которая стала первотолчком для замысла Звягинцева. Приз за режиссуру ожидаемо получил Тейлор Шеридан за фильм «Ветреная река». Это – первая режиссерская работа знаменитого американского актера и сценариста, поэтому она оказалась среди дебютов, хотя автора дебютантом никак не назовешь. На церемонию он не смог приехать — приз получали французский прокатчик фильма и легендарный голливудский продюсер Харви Вайнштейн. Для французского фильма, показанного на открытии программы, — «Барбара» актера и режиссера Матье Амальрика — специально придумали утешительную премию за поэтичность в кино. Лента эта отличалась не очень оправданной сложностью драматургии и выдающейся работой актрисы Жанны Балибар в двойной роли актрисы и ее героини. Приз жюри достался мексиканской семейной драме «Дочери Абриль» Мишеля Франко. Лучшей актрисой назвали молодую Жасмин Тринку, сыгравшую заглавную роль в итальянском фильме «Фортуната». В своем выступлении на церемонии директор программ Тьерри Фремо подчеркнул широкую географическую и эстетическую репрезентативность программы «Особый взгляд», которых конкурс как раз и лишен — большиство дебютов сосредоточены здесь и в параллельных показах. Из того, что мне удалось увидеть, хотелось бы особо отметить новеллистическую структуру болгарского фильма Стефана Командарева «Направления» и алжирской ленты «В ожидании ласточек» Карима Муссауи, безжалостный реализм женщин-режиссеров Валески Гризебах («Вестерн» о немецких гастарбайтерах в болгарской глубинке) и Леоноры Саррай (тяжелая женская доля во французской «Молодой женщине»), многоплановость образов Аргентины в «Кордильере» Сантъяго Митре и в «Невесте пустыни» дебютанток Сесилии Атан и Валерии Пивато. Кантемир Балагов, молодой ученик Сокурова из Кабардино-Балкарии, попал в хорошую компанию и чрезвычайно богатый и разнообразный кинематографический и социокультурный контекст, что, надеюсь, будет способствовать его успешной международной карьере.