Как проходили съемки фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!»
Говорят, что история фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!» начинается с одного званого ужина в Политбюро ЦК КПСС. Там зашла речь о трофейном послевоенном фильме «Тетка Чарлея», и жена одного мидовского сотрудника посетовала, что молодежь не знакома с таким веселым сюжетом. И именно после этого режиссеру Виктору Титову поступило предложение снять комедию по пьесе Брэндона Томаса. видео) Источник: ЖЖурнал/dubikvit Пьеса была написана Томасом специально для комедианта Уильяма Сидни Пенли, который поставил английскую премьеру и сыграл в ней роль «тетки». Премьера спектакля по пьесе «Тетка Чарли» состоялась 9 февраля 1892 года в Лондоне, на сцене Королевского театра и имела оглушительный успех. Постановка оказалась настолько успешной, что спустя 10 месяцев после премьеры спектакль перенесли из Королевского театра в больший по размеру театр Роялти, а еще месяц спустя — в театр Глоуб. Пенли сделал на спектакле состояние, которое вложил в собственный театр на Квин-стрит. В России комедия была впервые поставлена театром Корша в 1894 году. Роль «тетки» в премьере играл П.Н. Орленев, затем С.Л. Кузнецов. А потом пришло время экранизаций. Первые известные киноверсии — одноименные немые фильмы, снятые в Италии в 1911 году и в США в 1915 году. После этого пьеса неоднократно экранизировалась, в том числе в Великобритании, США, Германии, Австрии, Дании, Испании, Франции, Италии и даже в Египте. «Тетка Чарли» (1941). Ну а в 1975 году вышла и наша блестящая версия. У картины было несколько рабочих названий, одно из которых — «Кто есть кто», при этом однозначного решения не было. О мучительном выборе названия в разговоре с поэтом Наумом Олевым поделился Михаил Козаков. По уверению Козакова, Наум тут же выдал вариант «Здравствуйте, я ваша тетя!», которое тот передал Титову. Название понравилось и тут же было принято. Считается, что это заимствование у Фаины Раневской, которая произносила эту фразу в фильме «Легкая жизнь». После решения вопроса о названии перед режиссером стал вопрос стилистики фильма. Он остановил свой выбор на немом кино, которое позволит актерам импровизировать и таким образом избегать возможных штампов постановки. Актерский ансамбль фильма — люди с большим чувством юмора — уловили пародийно-гротесковую манеру игры и буквально купались в происходящем. Под выбранную стилистику органично ложились и несколько нарочито выглядящие элементы костюмов и грима, такие как кисточкой нарисованные ресницы у Носовой, чрезмерно крупные нарисованные веснушки Васильевой, приклеенные вверх ногами усы Джигарханяна или платье Калягина, обшитое бахромой от обычных занавесок. Несмотря на то что бюджет фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!» был очень невелик, а снимать из-за занятости актеров в театрах приходилось в павильонах останкинской телестудии по ночам, в третью смену, все участники киногруппы работали над лентой с огромным удовольствием. Приподнятое настроение и энтузиазм позволили снять картину в рекордные сроки — всего за три месяца. О том, какая атмосфера царила на съемочной площадке, в одном интервью рассказал Армен Джигарханян, у которого сохранились о работе над картиной «Здравствуйте, я ваша тетя!» самые теплые воспоминания: «Хороший фильм. Там звезды сошлись — не звезды актерские, а звезды благоприятной ситуации. Она часто в искусстве определяет многое. Извините мое наивное воспоминание о “Тете”, но люди, занимающиеся актерским делом, поймут меня: мы любили друг друга. Смотрели друг на друга, радовались, нам было смешно. Я, например, до сих пор люблю Калягина. Встречаю где-нибудь его, испытываю родное чувство. И с Гафтом, и с Мишей Козаковым не наступило отчуждение». Изначально Армен Борисович претендовал на роль полковника Чеснея, ведь он уже играл этого старого солдата, не знающего слов любви, в театре. В очереди за ролью хромого полковника стоял и Зиновий Гердт. Но тогда актер служил в театре Сергея Образцова, и вся труппа должна была ехать на гастроли в Европу. Гердт буквально мечтал о мундире Чеснея, он молился, чтобы начальство отказало им в выезде. Но, как назло, чиновники выпустили за границу всех. Осталось два кандидата — Джигарханян и Козаков. Режиссер Виктор Титов ради эксперимента решил испытать харизму Армена Борисовича в другом образе и предложил ему сделать дубль в качестве судьи Кригса. Надо ли говорить, что после этого первого дубля знаменитый полосатый костюм алчного чиновника буквально прилип к Джигарханяну. Но главный успех ждал Александра Калягина. Роль Бабса — донны Розы принесла ему огромную популярность и сделала настоящей звездой экрана. Для Калягина фильм стал удачей и спасением. Он, тогда еще неизвестный актер, «выиграл» кастинг у Олега Табакова, Евгения Леонова, Владимира Этуша и Евгения Матвеева, чему был несказанно рад. В то время у актера умерла жена, и он остался один с маленькой дочкой на руках. Это тяжелое время ему помогли пережить съемки. Он приходил на площадку из своего дома, где царил траур, и из грустного, переживающего потерю человека, буквально преображался в изворотливого и ироничного Бабса. Тогда Калягин считался еще начинающим актером, но после выхода на экраны комедии про тетку Чарлея он стал звездой — предложения с новыми ролями посыпались как из рога изобилия. Вот как сам Калягин вспоминал о съемках в своей книге «Александр Калягин»: «Моя тетка Чарлея родилась из воспоминаний о воспитавших меня женщинах — матери, тетках. В нее вошли черты девочек и женщин, в которых я был влюблен, которых просто мельком видел на улице или в транспорте. С режиссером Виктором Титовым мы ни разу не обсуждали: какой тип женщины надо сыграть? Боже упаси. Никогда не было в мыслях. Память выдавала “на-гора” то позу, то жест, то манеру держать веер, стрелять глазками, кокетничать, приподнимать ножку, хлопать ресничками… мы только отбрасывали, что не нужно. Еще важнейшим в работе было воспоминание об опыте Чарли Чаплина, как-то снявшего коротенький фильм “Женщина”. Мне тоже хотелось испытать: каково это? Что чувствуют и переживают эти существа в юбках, чулках и прочих деталях туалета? Женский костюм я обживал старательно, практически не снимая даже в обеденный перерыв. Дело в том, что эти перерывы были короткие, а в буфете — очереди. Если полностью переодеваться: снимать чулки, накидку, юбку и прочее, — можно остаться голодным. Этого я себе не позволял никогда! Поэтому я снимал… только парик. Смотрели на тетеньку с лысой головой, мягко скажем, удивленно…» Все костюмы для фильма шились в единственном экземпляре. Но не потому, что они такие уникальные. Просто у съемочной группы был настолько ограниченный бюджет, что картину пришлось снимать не на «Мосфильме», а в маленьком павильоне «Останкино». И для трюков в целях экономии позвали не профессиональных каскадеров, а артистов цирка. Тканей для костюмов тоже закупили по минимуму. Костюмером на площадке была младшая сестра Нонны Мордюковой Наталья Катаева. Она в прямом смысле этого слова рыдала, когда снимали сцену с битвой тортами. Актеров тогда попросили сделать один дубль, потому что на дополнительные торты и стиральный порошок для их нарядов денег не было. Калягин, Джигарханян и Козаков пообещали. Но обещания не сдержали. «И вот швыряю тортом в Джигарханяна, — рассказывает Александр Калягин, — вижу его лицо в креме… и не могу удержаться, плачу от смеха. Понимаю, что нельзя, но удержаться никакой возможности…» Комедия о бразильской тетке полюбилась всему народу, но киноначальство ее невзлюбило. Особенно не понравилась чиновникам Татьяна Веденеева. Они посчитали красавицу «тетю Таню» совершенно неубедительной и настоятельно советовали переснять дубли с другой актрисой. А Армена Джигарханяна с укоризной тогда спрашивали: «Как же вы, такой известный артист, и снимались в такой пошлости?» Смотрите также: Как проходили съемки фильма «Место встречи изменить нельзя», Как снимали фильм «Человек с бульвара Капуцинов»