Не приговор. Сибиряк снял кино о людях, попавших в психдиспансер по ошибке
К теме «жёлтого дома» не раз подходили классики. Стоит вспомнить только чеховскую «Палату № 6» или «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи. Недавно в Красноярске состоялся открытый показ документального фильма, который рассказывает о воспитанницах психоневрологического интерната, получивших дееспособность. Насколько это было сложно сделать и как удалось проникнуть в систему, чтобы снять жизнь в закрытом заведении, экспертизу и суд, корреспондент «АиФ-Красноярск» узнал у режиссёра фильма Александра КУЗНЕЦОВА. Просто не повезло Татьяна Руденко, корреспондент «АиФ-Красноярск»: Александр Владимирович, ваш фильм называется «Краткая инструкция по освобождению». О чём картина и для кого инструкция? Александр Кузнецов: Это фильм о двух девочках, которые живут в психоневрологическом интернате. Попали они туда по врачебной и педагогической ошибке. Кому-то не повезло с родителями. Уже будучи взрослыми, девушки, пользуясь нашими российскими законами, с помощью педагогов, работников министерства соцзащиты проходят весь путь по выходу из интерната. Это судмедэкспертиза, переосвидетельствование, суд, который в конечном итоге признаёт их дееспособными. Первая экспертиза стала для одной из девочек, Юли, неудачной, на новую силы появились только через четыре года. Она с рождения в системе: дом малютки, детский дом, ПНИ. Выйти удалось только в 34 года. Вторая героиня фильма, Катя, получила диагноз, будучи подростком, причём заочно. Она очень самостоятельная, свободолюбивая. После выхода из ПНИ сменила уже четыре места работы. Когда человек в 18 лет выходит из детского дома, ему по закону надо дать жильё. А если есть диагноз, установлена недееспособность, то его место пожизненно в интернате. Это большая тема, и я не могу её всю раскрыть. Поставил себе задачу сделать своего рода инструкцию, которую могли бы использовать и министерство соцзащиты, и сами ребята могли бы видеть, что есть в жизни шанс. И чтобы самому не было стыдно. - Вам было страшно в «сумасшедшем доме»? - В первый раз поехал в Тинской интернат в 2007 году, ничего о нём не зная. Когда увидел их дискотеку, стало страшно. Но в фильме такого рода «натурализма» почти нет. Я делал кино не про сумасшедших, а про двух нормальных девочек. Они живут отдельно от тяжёлых. Мне хотелось снять фильм, который показал бы ситуацию правдиво и при этом не был бы чернушным. В интернате тогда было около 600 проживающих, около 300 человек - обслуживающий персонал. По оценке специалистов, в ПНИ до 20% людей попадают только из-за педагогической запущенности, тяжёлых условий жизни. Им запрещено жениться, заводить детей. И они проводят там всю жизнь, пока не умрут. На кладбище этих людей раньше хоронили без имени, с номером на могиле. Кто пройдёт экспертизу? - В момент тестирования, когда слышишь вопросы врача, начинаешь искать свой ответ, и, если находишь его не сразу, по позвоночнику проходит холодок. Чувствуешь, насколько зыбкая грань между «нормальными» и «ненормальными», как она близко ко всем нам. - Это очень важная сцена. Между нами и ими разница небольшая, просто нам повезло, а им нет. Помести нас туда с детства - как бы мы считали, сумели бы быстро сложить в уме 99 и 99? Эта сцена в фильме ещё и для того, чтобы следующие ребята, кто туда пойдёт, видели, как это происходит, и не боялись. Им всем страшна экспертиза - образование и кругозор не слишком хороши, по понятным причинам. Нужно, чтобы об этом задумались. - Как получилось зайти в закрытые заведения? В суд, на экспертизу, в ПНИ? Чиновники, врачи не любят, чтоб их снимали. - В законодательстве нет запрета на съёмки. Суд можно снимать, если он даёт согласие. На съёмки «тестирования» было разрешение, ходатайство министерства. Просили только не показывать лица врачей, членов комиссии. Но это и не нужно было. Мне важны лица моих героев. Фактически фильм делали вместе с министерством соцзащиты. Они мне очень сильно поверили - кино они впервые увидели вместе со всеми на открытом показе. На самом деле в этой структуре есть большие изменения. В Красноярске перепрофилирован интернат специально для таких ребят. С ними работают, готовят к медэкспертизе. Всего в Красноярском крае вышли уже несколько десятков человек. Всё зависит от людей - директора, персонала. В Тинском интернате директором был Сергей Ефремов. Там даже ворота не запирались (обычно закрыто). По закону воспитаннику нельзя иметь розетку в комнате, а он им разрешал деньги получать на карточку, в магазин ходить. В комнатах были электрические чайники, телевизоры. Он их считал людьми. Ефремов возил в интернат журналистов, по его приглашению туда попал и я, сначала как фотограф. После этого появился первый фильм про интернат «Территория любви» - об артистах ансамбля «Иные» с психическими отклонениями. На «пазике» студёной зимой они ездят и дают концерты - в детском доме, женской колонии, военной части. Потом возвращаются. В конце звучит вопрос: «Как нам дальше жить?» «Если вы будете стараться, получите профессию, пройдёте медэкспертизу, у вас есть шанс отсюда выйти», - отвечает директор. И они уезжают в ночь. Второй фильм, «Инструкция» - это логическое продолжение первого. - А третий фильм будет о свободной жизни? - Очень интересно, какая у девочек теперь сложится жизнь. Но, чтобы снять фильм, нужно, во-первых, своё время на это потратить. А во-вторых, это всё равно вмешательство в частную жизнь. С «Инструкцией» я себя оправдал тем, что девочки вышли из интерната. Надеюсь, что в этой жизни у них радости больше, чем в предыдущей. А трудности есть - каждый день. Где находится несвобода? - Фильм завоевал уже множество призов, большинство из них международные. Может ли «Инструкцию по освобождению» увидеть российский зритель? - В России практически нет проката документальных фильмов. Поэтому его можно увидеть только в киноклубах и на фестивалях, например, будет показ на фестивале Тарковского в Ивановской области, осенью - на сахалинском «На краю земли». Продюсер «Инструкции» - француз, во Франции фильм идёт в прокате. Фильм можно было бы сделать и по-другому, лучше. Но у него есть одно достоинство - это правда. Главная моя задача - сделать кино не о конкретных событиях. Это был бы маленький местечковый рассказ о событиях на станции Тинская и в Красноярске. Хотелось сделать фильм об общих человеческих ценностях, независимо от времени и пространства. Тогда он будет интересен всему миру. Главная идея - несвобода находится внутри самого человека. Выход на свободу - это то, что происходит (или не происходит) с каждым из нас. - Вы серьёзно занимались альпинизмом, участвовали в восхождениях на Эверест. Кино - это новая вершина? - Кино круче, чем горы! В горах выше Эвереста ничего нет, а кино позволяет покорять вершины мысли, духа. И это бесконечный процесс. Кстати, премьера фильма «Краткая инструкция по освобождению» состоялась в Париже 19 октября 2016 года. Французское название - Manuel de liberation. Призы: Гран-при, Международный фестиваль документального кино «Артдокфест», Москва (Россия), 2016;Мировая премьера фильма - Международный фестиваль документального кино в Ньоне, Швейцария, апрель 2016;Приз «За наиболее инновационный фильм» в конкурсе полнометражных фильмов;Интеррелигиозный приз (международный конкурс, который выявляет вопросы смысла и направления жизни);«Лучший европейский документальный фильм». «Краткая инструкция по освобождению» включена в лонг-лист в 2016 году;Главный приз международного жюри Международного фестиваля в Вене (Австрия), 2016;Большой приз жюри. Международный кинофестиваль Нанси- Лотарингия, Франция, 2016;Премия Джона Маршалла за современные этнографические медиа, Камден международный, США, 2016;Специальное упоминание. Международный фестиваль документального кино в Буэнос-Айресе (Аргентина), 2016.