Экран над пропастью

Егор Москвитин увидел на фестивале «Кинотавр» окончательное раздвоение российского кино Девять из 14 фильмов, представленных в конкурсе фестиваля "Кинотавр", который начинается на этой неделе, сняты без финансовой поддержки государства. Кино в России окончательно разделилось на государственное и независимое? "Огонек" разбирается в тенденциях Любой крупный кинофестиваль фиксирует текущее состояние кино, а также формулирует будущее этого кино. "Кинотавр" считается главным отечественным киносмотром. Нынешний фестиваль, проходящий уже в 28-й раз, еще до начала зафиксировал мини-сенсацию: 9 из 14 фильмов, представленных в конкурсе, сняты без финансовой поддержки Фонда кино, то есть без поддержки государства. Кстати, без господдержки снят и призер Каннского фестиваля -- фильм "Нелюбовь" Андрея Звягинцева (участие в "Кинотавре" он не принимает). Система, которая была придумана для поддержки кино, оказалась, мягко говоря, не работающей. Но режиссеры отказываются от "бесплатного сыра" вовсе не всегда по идеологическим соображениям, из-за опасения цензуры, просто у молодых режиссеров часто нет возможности получить доступ к госсредствам. Каковы бы ни были причины, факт остается фактом: пропасть между государственным кино и независимым становится все заметнее. Одно из немногих исключений составляет фильм "Теснота" 26-летнего Кантемира Балагова: помимо некоммерческого фонда Александра Сокурова "Пример интонации" в его создании участвовала киностудия "Ленфильм". Кантемир Балагов -- самый успешный из выпускников знаменитой мастерской Александра Сокурова в Нальчике. Дебютный фильм молодого автора международная федерация журналистов ФИПРЕССИ объявила лучшим фильмом программы "Особый взгляд" в Канне. Фильм рассказывает о жизни еврейской семьи в Нальчике, в 1990-е годы: похищены жених и невеста, а наутро приходит записка с требованием выкупа. Теперь это кино будет бороться за премию на "Кинотавре"... Система, которая была придумана для поддержки кино, оказалась, мягко говоря, не работающей: пропасть между государственным кино и независимым становится все заметнее "Теснота" -- не единственный в конкурсе фильм с кавказским акцентом: соревноваться с ним будут "Заложники" опытного Резо Гигинеишвили. В феврале лента уже была представлена в основном смотре Берлинского кинофестиваля. Она также обращается к прошлому, рассказывает о трагических событиях 1983 года, когда семеро молодых людей из Тбилиси пытались угнать самолет. Однако большинство историй, которые будут представлены на фестивале,-- камерные, семейные драмы. Главный герой "Аритмии" Бориса Хлебникова -- врач скорой, который не замечает, как и когда перестанет биться сердце его собственной семьи; героини фильма Юрия Грымова "Три сестры" так долго собирались "в Москву!", что в итоге приехали в современную Россию; Юсуп Разыков выступит с "Турецким седлом" -- черной комедией о старости бывшего агента спецслужб, а режиссер Андрей Сильвестров -- со сборником сатирических историй о тяге русского человека к проруби. Так фильм и называется -- "Прорубь", в нее с головой ныряют актеры в диапазоне от Михаила Ефремова (в титрах -- "опальный олигарх") до Валентина Самохина. Перечислим других участников и затронутые ими темы. К примеру, в картине Виталия Суслина "Голова. Два уха" в ироничном ключе описывается исход из деревни в город. А бывший кинокритик Роман Волобуев, известный "Холодным фронтом", представит "Блокбастер". Молодой уфимец Вадим Валиуллин снял черную комедию "Мертвым повезло": в ней горе-киллеры пытаются обставить убийство своей цели как нападение серийного маньяка, но настоящий маньяк обижается на этот плагиат и решает преподать "коллегам" мастер-класс. А дебютант Алексей Рыбин везет драму "Скоро все кончится" -- историю отношений заводского рабочего и проститутки, которая изображает его жену. К полнометражным дебютам вообще, похоже, будет приковано немало внимания. Уже снявший полдюжины "коротышек" актер Кирилл Плетнев покажет полнометражный фильм "Жги" -- фантасмагорию о смотрительнице женской колонии, которая отправляется из провинции в столицу, чтобы участвовать в конкурсе песен. С похожим сюжетом о дорожном путешествии молодых музыкантов из ниоткуда в Москву на фестиваль в Сочи едет Иван Шахназаров -- автор четырех короткометражек и одного сериала. Его фильм называется "Рок". Три года назад Сочи накрыло новой волной, которая вынесла на поверхность будущее российского кино -- созвездие талантливейших режиссеров-женщин. Из 14 фильмов целых восемь с женскими лицами! В этом году волна отступила: постоянные участницы смотра взяли паузу, поэтому с 13 режиссерами-мужчинами будет соперничать одна-единственная Ксения Зуева с фильмом "Близкие". Эта история о семье, живущей на окраине Москвы и умирающей от ненависти к самой себе, чем-то созвучна фильмам титулованных мэтров. В целом можно констатировать: как и во многих областях нашей жизни, в кино образуется "государство в государстве", своего рода андерграунд. И пока официальный кинематограф будет запускать в космос ракеты, вспоминать о войне и чествовать героев спорта, независимый кинематограф будет разбираться в житейских, но куда более важных вещах -- причинах "нелюбви" и последствиях "тесноты". А если понадобится, то прыгнет в "прорубь" и даст лекарство от "аритмии". Темы камерные, локальные, но проблематика заметно острее, чем в любом из официальных блокбастеров. Можно сказать, что развод внутри киносемьи также оформлен: государственные деньги и независимое искусство теперь отдельно. Тоже в своем роде сюжет для семейной драмы. Экспертиза Кино здесь и сейчас "Кинотавр" -- не выставка достижений народного кинохозяйства. Наша работа -- это полноценное исследование, фиксирование тенденций и презентация состояния российского кино здесь и сейчас. Нельзя забывать, что главная цель любого фестиваля -- зритель, а в нашей стране пока, увы, неидеальная инфраструктура показа отечественного кино. Вопреки существующему мифу связь между победой на фестивале и дальнейшим прокатным успехом картины существует. Самый успешный победитель "Кинотавра" -- лента Александра Велединского "Географ глобус пропил" (2013), собравшая в прокате более 138 млн рублей, на втором месте "Хороший мальчик" Оксаны Карас (2016) с 75 млн и на третьем "Про любовь" Анны Меликян (2015) с 55 млн. Без главного приза фестиваля все эти фильмы собрали бы гораздо меньше. Но сопоставлять эти сборы со сборами блокбастеров некорректно, потому что у фестивального кино своя аудитория. Эта аудитория любит смотреть фильмы онлайн и, говоря о коммерческом успехе фестивальных лент, необходимо учитывать как кинотеатральный, так и VoD-прокат. А сбором данных по интернет-прокату занимаются только создатели картин. Прокатчиков фестивальное кино, победившее на "Кинотавре", не отпугивает. Просто компаний, которые всерьез занимаются релизами фестивального кино, увы, в России мало. Между тем в континентальной Европе, Великобритании и США показом этих лент занимаются специальные сети. Связь между победой на фестивале и прокатным успехом картины есть Что фиксирует репертуар нынешнего "Кинотавра"? Во-первых, независимость: 9 фильмов из 14 сняты без государственной поддержки. Во-вторых, идет смена поколений. Это уже факт, а не тенденция. В-третьих, жанровое своеобразие: кроме драм есть мюзикл, хоррор, экранизация. Впервые в конкурсе представлен фильм, который напрямую ассоциируется с медиаартом и экспериментирует с экранными форматами. В-четвертых, региональность: Кантемир Балагов из Кабардино-Балкарии, Вадим Валиуллин из Башкортостана. В-пятых, копродукционность: в конкурсе две ленты, снятые совместно с несколькими европейскими странами. "Кинотавр-2017" -- это пазл из трагедий прошлого, драм настоящего, неакадемической интерпретации классической пьесы, едкой иронии, зловещего юмора... Картины конкурса корреспондируют между собой, ведут живой диалог, к которому могут присоединиться все участники и гости фестиваля. И в этих дискуссиях, возможно, раскроется иной, потаенный, не лежащий на поверхности, скрытый за ужимками и подмигиваниями разных жанров, другой, более глубокий комплекс смыслов. Опрос Детали Любимцы "Кинотавра" Какое лицо у нового российского кино? Вот оно -- знакомьтесь: "Огонек" подсчитал, каких режиссеров чаще всего отмечали главными наградами на фестивале (с 2005 года, учитывался Главный приз и Приз за лучшую режиссуру) Кирилл Серебренников "Изображая жертву", Главный приз, 2006 "Ученик", Приз за лучшую режиссуру, 2016 Алексей Попогребский "Простые вещи", Главный приз и Приз за лучшую режиссуру, 2007 Бакур Бакурадзе "Шультес", Главный приз, 2008 "Охотник", Приз за лучшую режиссуру, 2011 Василий Сигарев "Волчок", Главный приз, 2009 "Жить", Приз за лучшую режиссуру, 2012 Анна Меликян "Звезда", Приз за лучшую режиссуру, 2014 "Про любовь", Главный приз, 2015 Николай Лебедев, председатель жюри "Кинотавра-2016" Кинопроцесс -- не вольница, а увеличительное стекло, отражение того, что происходит в обществе и кино... Сегодня важно всем нам понять, что, играя в фильмы, которые непонятны никому, кроме трех отдельно взятых эстетов, мы проиграем все. Победившие в разные годы на "Кинотавре" "Кавказский пленник", "Брат", "Особенности национальной охоты", "Война" не упирались в эскапистский артхаус, когда непонятно, кино смотришь или галлюцинации. Меня радовало, что в конкурсных фильмах было стремление общаться со зрительской аудиторией. Попытка найти общий язык со зрителем очень важна. Это назревшая проблема. Если мы этого не сделаем, то получим пустые залы. Источник: "Московский комсомолец" Андрей Плахов, кинокритик В нашем кинематографе, с одной стороны, производится пища для гурманов, с другой -- фастфуд. А среднего класса -- основного продукта, ориентированного на "нормальных людей", нет. Но, кстати, нет у нас и самого среднего класса. Это как-то связано. Возьмем для сравнения французское кино: они делают огромное количество фильмов, которые отражают жизнь людей, их настроения. И их смотрят. Может быть, в прокате они и не показывают фантастических цифр, но зритель у них есть. А у нас такие фильмы делать не умеют. Режиссеры вообще очень редко ставят перед собой такую задачу. Или уходят потом в другую сторону. Источник: dp.ru Екатерина Мцитуридзе, гендиректор "Роскино" Мне кажется, главная функция "Кинотавра" в том, что он дает площадку людям, которые даже теоретически никуда больше не могут попасть. И замечательно, что у них есть эта маленькая площадка -- как маленькая лаборатория... Чтобы сложился один крепкий, полноценный, талантливый режиссер, наверное, надо запустить 30-40 дебютов. Из них один будет хорошим. И у нас катастрофически мало запускается, вот в чем проблема. Источник: Life Материал подготовил Егор Москвитин

Экран над пропастью
© Журнал "Огонек"