У «Billy’s Band» появилась крыша. Музыканты – о творчестве и концертах
Популярная петербургская группа «Billy’s Band» 7 июня даёт концерт на крыше здания на Кожевенной линии, 30. Интересно, что и следующее выступление – 9 июня в Москве – также будет на крыше, как и июльские и августовские концерты в родном городе. Накануне выступления 7 июня в редакции АиФ побывала вся группа – Билли Новик, Андрей Резников, Михаил Жидких и директор коллектива Алла Резникова. Заоблачные концерты – Расскажите, пожалуйста, что это вас потянуло «под облака»? Билли: – С таким предложением к нам обратилась команда, создающая новые и необычные музыкальные проекты. Предложение показалось заманчивым, ведь с той же «Крыши ДОТ» на Кожевенной линии открывается потрясающая панорама: на Неву, стоящие на ней лайнеры, на простор Финского залива... «Billy’s Band– лето – джаз» – вот она, формула счастья! (улыбается). Андрей Резников: – На этих концертах мы будем презентовать альбом «Петербургские открытки», с родного города и начнём. Мы впервые создали альбом в формате «студийный лайф», то есть позвали друзей, делали всего по два-три дубля каждой песни, потом вместе выбирали лучший. Билли: – При отличном качестве звука удалось сохранить харизму живого исполнения со всеми помарками, ошибками, шумами. В альбоме собрали песни разных лет, в том числе те, которые были только в виде набросков, эскизов. Теперь они зазвучали «в осознанном виде»: в полной версии, классных аранжировках, с классными музыкантами. Кстати, в записи участвовал известный американский джазовый трубач Джон Маршалл. Почему мы выбрали формат «студийный лайф»? Потому что многие считают нас, прежде всего, концертными исполнителями, группой живого ежесекундного волшебства. А студийные альбомы этой части публики кажутся скучноватыми, не добирающими по энергии, в них, вроде бы, не чувствуется концертного драйва. И хоть я не разделяю эту точку зрения, для меня честь – идти навстречу запросам публики. Поэтому решили сделать компромисс – не полный «лайф», а «лайф в студии». Кстати, кому-то из музыкантов нужны зрители, чтобы хорошо играть. А мне при публике тяжелее. Михаил Жидких: – Мне прекрасно и при зрителях, и без них, просто получаю удовольствие от того, что делаю. И если мне будут хорошо, то и публике – тоже. Можно даже сказать, что я играю для себя. Мощный бренд – Какой по счёту альбом «Петербургские открытки», и почему вы выбрали для него не новый материал? Билли: – Альбомы у нас выходят примерно раз в два года. При этом со стороны публики часто слышим вопрос: «Когда же новый альбом?». Спрашиваем: «А какой вы слушали последним?». «Оторвёмся по-питерски», а это 2005 год! Так что массу прекрасного материала люди не слышали, может быть, ввиду отсутствия дистрибуции на федеральном уровне. Вот мы и решили этот материал показать. Предпоследний наш альбом «Слегка» вышел в прошлом сентябре, я считаю его вехой в развитии группы. Это музыка, очищенная от постмодернизма, это джаз, это ещё одна попытка приблизиться к тому, что я сам слушаю в наушниках, чтобы не было лицемерия. А то, действительно, музыкантов упрекают: «Что это вы уж совсем попсу играете, неужели вам нравится?». Они отвечают: «Да это просто работа, сами-то любим другое». Для меня важно, чтобы не было стыдно. Вот идёшь, к примеру, по Невскому, и из открытой машины доносится наша песня, думаешь: «А неплохо звучит». А иначе был бы позор на весь город. Кстати, мы убедились, что Петербург для России – мощный бренд. Как только люди узнают, что мы из Петербурга, сразу отношение меняется на благосклонное. Часто слышим: «Ваша музыка пронизана приятным петербургским настроением». – Вы стали всё чаще представлять город на всевозможных «Днях Петербурга» за границей? Билли: – Да, это для нас очень важно. Как и то, что концерты для публики – бесплатные, могут придти все желающие. – Знаю, что у вас нет продолжительных гастрольных туров, почему? Алла Резникова: – Ребята не любят продолжительные туры, и в общем-то правы. Но, тем не менее, Россия, да и другие страны покрыты концертами. На днях выступали в Екатеринбурге, Москва расписана больше, чем на полгода вперёд, предложений много, и, когда есть возможность – выезжаем. Во время гастролей по миру видим, насколько разные бывают зрители. Самые «жёсткие» залы – в Америке, потому что это, в основном, наши бывшие соотечественники, которые собираются не столько музыку послушать, сколько пообщаться друг с другом. Им даже не принципиально, как группа играет. Исключение – Израиль, вот там публика тёплая, интеллигентная. То же самое, когда в зале англоязычный, франкоязычный, немецкоязычный зритель. – Насколько важны для группы отзывы слушателей в интернете? Билли: – Мне нравится собирать все мнения, так я математически и статистически выясняю, прощупываю тенденции и реакции. При этом прекрасно отдаю себе отчёт, что, как правило, интеллигентные люди не пишут. Но мне интересны все отзывы, даже неконструктивные и беспредметные. Лично у меня такая формула отношения к критике: если в замечании, даже самом болезненном, я ощущаю, что ведь и сам об этом думал, значит, человек подтвердил мои сомнения. Это хорошо. Андрей Резников: – Критические отзывы бывают интереснее, чем хвалебные. Настоящие музыкальные критики есть в Америке, Канаде, нам было интересно читать их отзывы на выступления группы на джазовых фестивалях. В России тоже есть вдумчивые критики, к примеру, Борис Барабанов. «Музыкой можно зарабатывать» – У ваших альбомов нет мощной федеральной раскрутки, потому что «не легли под продюсеров». А, всё-таки, хотелось бы чаще «светиться» на телевидении? Билли: – Почему бы и нет? Впрочем, только в гостях у Урганта мы были четыре раза, и на всякие шоу нас приглашали. Но вот на патриотические концерты не зовут, может, из-за «иностранного» называния группы? Хотя на концертах Министерства обороны играли. – Понятно, что в «патриотических» концертах выступают одни и те же «звёзды эстрады». Может, когда-то и вы выбьетесь? – Возможно, всё-таки звёздам – «за пятьдесят», молодых-то нет. Мы тоже взрослеем и не исключено, что лет через 20-25 появимся на этих концертах. А что – так классно петь под фонограмму! (улыбается). – Чтобы не петь под фонограмму, нужно быть в хорошей профессиональной форме. Насколько серьёзно вы относитесь к её поддержанию? Андрей Резников: – Заниматься нужно каждый день, обязательно. Я это знал не всегда. Но последние несколько лет – точно. Михаил Жидких: – Когда я учился в музыкальном училище, вставал в пять утра, чтобы занять класс и позаниматься. Но случалось, придёшь в шесть, а класс уже занят. У нас была даже такая игра, кто первый. Ну а сейчас на каждый день занимаюсь, лень появилась и ощущение, что профессиональный багажик-то накоплен. И ты на него надеешься. Так что исполнительского ремесла хватает, меня сейчас больше занимают теоретические вещи, композиторские. Что-то сочиняю, и слава Богу, что есть группа, в которой могу это воплотить. К примеру, в альбоме «Слегка». Кто-то из великих исполнителей сказал: «Хорошо, что на концерте удалось не ошибиться. Но высшее проявление искусства: не удалось сегодня ошибиться». Надо стремиться к такому уровню. – Группе 15 лет, но не за горами новый день рождения? Билли: – Наш день рождения – 5 августа 2001 года, так что скоро стукнет 16. Андрей Резников: – Я осознал, что мы стали профессиональной группой, когда играли на улице в Мюнхене. Нам хорошо платили! Значит, музыкой можем зарабатывать. Это было для меня удивлением.