Archive: "Сегодня можно вообще не уметь петь, скачал программу – и ты вокалист"
Группа Archive – одна из самых авторитетных британских клубных команд. Они начинали как типичные электронщики начала девяностых – короли танцполов и повелители автомобильных аудиосистем, но с годами остепенились и едва ли не забронзовели. Сегодня Archive – одна из легенд современной британской сцены, в любви к музыке которой признаются Дэвид Гилмор и Том Йорк. Накануне российских концертов мы поговорили с лидером Archive Дариусом Килером о любви к аналоговому звучанию, сошедших с ума компьютерах и о секрете творческого долголетия. – В вашем напряженном графике концерты в Москве и Петербурге занимают отнюдь не последнее место. Этим летом вам предстоит отыграть еще на множестве мировых фестивалей. Фестивальный сет-лист отличается от сет-листа клубного концерта? – Отличный вопрос! Особенно, если учесть, что в России мы планируем сыграть именно фестивальный, а не клубный сет-лист. Сет-лист для фестиваля обычно стараешься сделать максимально плотным, впихнуть в него ретроспективу всего творчества за много лет. То есть играешь не просто вещи с нового альбома, а делаешь подборку лучших и самых ярких вещей за все время. Русским слушателям повезло: они услышат именно такой – плотный и расширенный – фестивальный сет. Мы хотим звучать как настоящая рок-группа, добиться грува, кача, смешать музыку с эмоциями, чтобы зритель все почувствовал вместе с нами. Нет ничего более унылого, чем электронщики, которые просто стоят на сцене и нажимают на кнопочки. Скукота! Мы, конечно, тоже используем электронное звучание, но нам важно добиться мощного звука – поэтому мы запускаем, например, по пять синхронных гитарных партий. Так получается такая мощная "пачка", которая раскачает любую аудиторию. И звучит все это совсем по-другому, чем на альбомах. – То есть концерты у вас обычно проходят неспокойно? – Все время что-то эдакое происходит. Вот, было однажды – играем мы в одном клубе, а было так жарко, что наши компьютеры все повырубались к чертям. Просто перегрелись и посходили с ума. А мы на сцене стоим, у нас концерт. Наши техники бегают, хватаются за голову... Ну, доиграли как-то, что делать. Но седых волос прибавилось, это уж точно! Видео: YouTUBE/Archive – В последнее время вы выпускаете фактически по альбому в год. С чем связан ваш творческий подъем? – Мне кажется, что мы просто поймали второе дыхание. Я всегда сочинял музыку, но сейчас все наложилось на определенные обстоятельства. Во-первых, мы построили отличную студию совсем рядом с моим домом и наполнили ее кучей аналоговой аппаратуры – это очень помогает в творчестве. Расширяются возможности, а значит – и поле твоего творческого мышления, поле для эксперимента. – Редко услышишь от музыканта-электронщика признание в любви к аналоговой аппаратуре. – Да, я люблю аналоговое звучание. Впрочем, я и цифру люблю тоже, но я не назвал бы себя фанатом компьютеров. Аналоговый звук, конечно, существенно богаче, ни один синтезаторный плагин не приблизится к настоящему аналоговому звучанию. Но от цифры никуда не деться, она тоже важна. Видео: YouTUBE/Archive – Есть мнение – причем, достаточно распространенное, – что появление цифровых технологий неумолимо изменило шоу-бизнес, убило живое звучание, музыку как таковую. Что вы думаете об этом? – Ну, я не думаю, что цифра убила музыку, нет. Вот всяком случае, не всех музыкальных жанров это касается. Вот поп-музыка – та серьезно пострадала. Все эти новомодные программы и гаджеты – теперь можно вообще не уметь петь, нажатие одной кнопочки сделает из тебя вокалиста. Хотя поп-музыка всегда была полем для экспериментов. Вспомните, например, Blur – это же чистой воды поп-музыка, просто нетрадиционно записанная. А Duran Duran или Culture Club? Вот кто умел по-настоящему экспериментировать! Раньше я этого не замечал, а с возрастом поумнел и теперь-то понимаю! (смеется) Или вот моя любимая группа Human League – как они менялись от записи к записи... А сейчас – посмотрите, повсюду цифра, и как звучит поп-музыка? Кошмарно она звучит! А вот альтернативщики используют цифровые технологии так, как надо, просто совершенствуют свой звук. – Раз уж мы заговорили о поп-музыке: ваш последний альбом The False Foundation многие критики обвинили в коммерциализации звучания, и вообще – в том, что вы начали играть поп-музыку. Согласны с этой оценкой? – Ну, я никаких замечаний особо не слышу, критических статей не читаю – пусть говорят, что хотят. Ну да, он мелодичный, но это, скорее сознательный шаг – мы просто хотели вкачать в альбом энергетику лучших образцов поп-музыки. Не вижу в этом ничего дурного! (смеется) – Archive существуют уже 23 года – немногие группы протянули столько же. В чем причина вашего долголетия? – В отсутствии рамок. Мы же не просто группа из 4–5 человек, мы все время дополняем себя новыми и новыми музыкантами, новыми участниками. То есть мы такой постоянно меняющийся живой организм. И эти новые участники на нас влияют, они привносят все время что-то новое в нашу жизнь и нашу музыку. Я как-то разговаривал с одним своим другом и сказал: "Если вдруг решу завязать с Archive, я просто умру". Это правда. Для меня это такая же неотъемлемая часть жизни, как, скажем, воздух. Это просто часть меня самого, а как можно добровольно отказаться от части себя? И секрет, пожалуй, в том, что мы все время в движении, подталкиваем друг друга, раскачиваем, влияем друг на друга. И в этом движении – сама жизнь. Кто-то бежит из группы, где играет, в личную жизнь, в окружающий мир. А у нас все наоборот, для нас группа – своеобразная форма эскапизма. – Сильно за все эти годы изменился лично ваш музыкальный вкус? – Я слушаю много электронной музыки. Я все еще люблю Aphex Twin, музыку подобного типа, электронную музыку девяностых – она меня очень-очень вдохновляет. Но мне нравится и рок-музыка, и какие-то поп-группы, но я любую музыку слушаю с позиции музыканта, слушаю и думаю: "Черт побери, как же это сделано?". Мне очень понравился новый альбом Gorillaz, особенно их первый сингл с Бенджамином Клементайном. Вот, кстати, отличный пример прекрасной и умной поп-музыки. – Неужели? Тебе не кажется, что на Humanz они переборщили с дуэтами? – Ну, они всегда к этому шли. Значит, так и надо. Это реальный прогресс, они серьезно продвинулись, очень поменялись, а значит – не зря им были нужны эти дуэты. – А с кем бы вы хотели записать дуэт? – Хороший вопрос... (пауза) Но, наверное, правильнее не "с кем", а "в каком стиле". В каком-то новом стиле, в котором мы раньше не работали. Надо подумать... С кем-то из моих кумиров, например, с Can. Может, было бы интересно поэкспериментировать с классической музыкой. Мы все время об этом думаем – и в данную минуту у меня ответа просто нет. Павел Сурков