Ещё
Игра
Триллер
Купить билет
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Люди в черном: Интернэшнл
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Унесённые призраками
Мультфильм, Приключение, Аниме
Купить билет
Люди Икс: Тёмный феникс
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Ма
Триллер, Ужасы
Купить билет
Джон Уик 3
Боевик, Триллер
Купить билет
Годзилла 2: Король монстров
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Гори, гори ясно
Фантастика, Ужасы, Драма
Купить билет
Боль и слава
Драма
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Красивый, плохой, злой
Биография, Драма, Криминальный
Купить билет
Донбасс. Окраина
Боевик, Триллер, Драма
Купить билет
Покемон. Детектив Пикачу
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Рокетмен
Биография, Драма, Музыкальный
Купить билет
Обитель страха
Вестерн, Ужасы
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Куриоса
Исторический, Мелодрама
Купить билет
Отпетые мошенницы
Комедия
Купить билет
Щенячий патруль и Вспыш и чудо-машинки
Мультфильм, Приключение
Купить билет

«В Гаване соло длиннее» 

Игорь Бутман о Кубе и джазе Именитый саксофонист и композитор принял участие в гала-концерте ежегодного Международного дня джаза, на который впервые после снятия американской блокады все джазовые знаменитости собрались в столице Кубы. По просьбе «Коммерсантъ Стиль» Игорь Бутман записал свои впечатления от поездки на Остров cвободы, оценил шансы проведения Международного дня джаза в России и рассказал об организующей роли сигар. — С кубинской музыкой у меня с детства особые отношения. Мама привезла из поездки на Кубу несколько пластинок, и среди них был альбом группы Irakere — там был и трубач Артуро Сандовал, и пианист Чучо Вальдес, и все знаменитые кубинские музыканты. С участником Irakere Пакито д’Риверой мне довелось познакомиться потом через пианиста Данило Переза, с которым мы учились вместе в Беркли. Он повел меня на концерт, где Пакито играл вместе с трубачом Клаудио Родити. А еще позже я познакомился с Гонзало Рубалкабой, мы с ним даже сыграли. Я, конечно, восхищаюсь мастерством кубинских музыкантов, тем, как они владеют ритмом, их преданностью искусству. Вообще, музыка — это единственное, что на Кубе хорошо. Там на улицах играют и поют даже больше, чем курят сигары. Делать-то там, в общем-то, больше нечего. Чем на шахте работать, лучше на саксофоне играть. А еще лучше на перкуссии. В любое кафе заходишь — там музыканты с отличным ритмом, звуком. Почему я вспомнил про сигары? В последнее время я курю сигары достаточно много, не только кубинские, но и доминиканские, никарагуанские. Каких-то особых предпочтений нет, главное, чтобы сигара была сухая и хорошо хранилась. Одну в день выкуриваю обязательно. В одиночестве не курю, мне неинтересно. Только в разговоре. Необязательно с кофе. Необязательно с алкоголем. Можно даже с чаем. И меньше ешь! Когда куришь сигары, меньше ешь! Концерт, посвященный Международному дню джаза, проходил в Большом театре имени Алисии Алонсо. Об этом концерте генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова договаривалась лично с Раулем Кастро. Кубинский саксофонист, с которым я играл, показал мне человека в зале и сказал: «Это Рауль Кастро». Но потом мне объяснили, что это был не он, а министр культуры, даже если судить по количеству охраны. Впрочем, мне доводилось играть и в присутствии Рауля Кастро, и особого досмотра публики не было, в этом смысле на Кубе все не так строго, как у нас. С другой стороны, все же был серьезный пропускной режим. Тиль Бренер, например, вышел из театра без беджа и обратно не мог вернуться. Пришлось собрать весь менеджмент концерта, чтобы его провести. В прошлом году гала-концерт, приуроченный к Международному дню джаза, проходил в Белом доме, в Вашингтоне. Насколько я могу судить, в Гаване концерт прошел более неформально. И выбор композиций у музыкантов в Гаване был интереснее, и соло длиннее. В Вашингтоне было больше людей, не имеющих прямого отношения к джазу. Стинг, Арета Франклин — при всей любви к тому, что они делают, я считаю, что без них можно было обойтись. Мне кажется, джаз более самодостаточен. Я вообще против того, чтобы на джазовых фестивалях выступали люди, имеющие сомнительное отношение к джазу. Но концерт в Белом доме транслировался по ABC, телевидению требовались знаменитости… В Гаване собрался весь цвет джаза. Херби Хэнкок, Куинси Джонс, Курт Эллинг, Кассандра Уилсон, Маркус Миллер, Эсперанца Сполдинг, Джон Бисли, Ришар Бона, Дареф Юссеф, Чучо Вальдес, Роберто Фонсека, А Бу, Кенни Гарретт, Юн Сун На… Вел концерт Уилл Смит. Многие из музыкантов — мои хорошие друзья. Конечно, я мечтаю о том, чтобы ежегодный Международный день джаза прошел когда-нибудь в России. Мы много говорили об этом с Ириной Боковой. Она болгарка, неплохо относится к нашей стране и прекрасно говорит по-русски. Я очень быстро отыграл свою программу, точнее, так мне показалось. Я настолько волновался, что не заметил, как все прошло. Мне казалось, я не сыграл половину того, что хотел, в своем соло в блюзе. И вот я еду в лифте с лауреатом Grammy Эсперанцей Сполдинг, и она ни с того ни с сего говорит какой-то потрясающий комплимент о моем соло. Я чуть не упал. Правда, соло свое все равно не вспомнил. Но был польщен. И мы сразу заговорили о каких-то совместных планах. Джазовые музыканты гораздо легче, чем рок-музыканты или поп-музыканты, относятся к тому, ехать им на гастроли в Россию или нет. Например, мы разговаривали с Куинси Джонсом, и он сразу вспомнил какие-то русские слова, вспомнил название клуба, в котором выступал, когда приезжал к нам много лет назад. Он очень бодро выглядит. И совершенно не против приехать к еще. Он уже не играет сам. Но сам факт его визита на Международный день джаза в Москву или Санкт-Петербург как особого гостя стал бы большим событием. Все хотят приехать в Россию, все восхищаются нашим музыкальным прошлым, обожают Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Прокофьева, Шостаковича, Скрябина. Джазмены более открыты, чем рок-музыканты, например. В джазе столько всего от всех народов! Что уж тут делить на своих и чужих. А в роке все же есть какой-то внутренний протест, который не дает музыкантам времени позаниматься на инструментах. Особенно это касается наших музыкантов, конечно. Но я не могу сказать, что в нашем общении с западными коллегами все проходит гладко, без споров. Мне не раз приходилось буквально с пеной у рта доказывать, что не можем мы в такой степени, как об этом говорят СМИ, влиять на решение американского народа, чтобы он сделал тот или иной выбор. Когда один французский музыкант в очередной раз заявил, что во всем виноваты русские, я вынужден был ему сказать, чтобы он лучше пошел на контрабасе позанимался. У большинства моих друзей — американских джазменов негативное отношение к Дональду Трампу. Они его ненавидят. В такой атмосфере им бывает сложно объяснить очевидные вещи. Один коллега сказал мне прямо, что он потерял веру в будущее Америки. А я ему сказал, что если Америка за 300 лет с 44 президентами не погибла, то вряд ли погибнет и с 45-м. Если людей не доведут до белого каления, конечно.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео