Войти в почту

“Нелюбовь” Андрея Звягинцева – как состояние души

Новая кинокартина Звягинцева затрагивает тему семьи, рассказывает о трудных взаимоотношениях внутри нее. Перед нами проекция современного общества: бездейственность, агрессия, ненависть, перетекающая в равнодушие, пошлость и, конечно, нелюбовь – все это теперь становится жизненным кредо. После “Левиафана” многие ожидали найти в фильме очередное политическое высказывание, но его тут нет, есть только короткие фрагменты радио- и телепередач, но и они фигурируют больше, как часть сегодняшней реальности. Зритель наблюдает за типичной семейной драмой, такой типичной, что ее герои кажутся буквально соседями из собственного дома. Боря (Алексей Розин) и Женя (Марьяна Спивак) муж и жена, но это временно, они в процессе развода. Ближайшее будущее у обоих распланировано. У него все та же работа в православном бизнесе, где разводов не одобряют, но если быстренько жениться, то не заметят, к счастью, претендентка имеется – молодая беременная любовница. У нее, администратора в салоне красоты, удачная партия с состоятельным любовником. 12-летний сын Алеша (Матвей Новиков) в планы папы и мамы не входит. Решают сдать в интернат. Но кто-то свыше как будто услышал молитвы родителей и мальчик без следов пропадает. Вот, и вся завязка, дальше – поиски. Фото: Кинопоиск.ру Но им предшествует один важный эпизод. После бурной ночи Женя, видимо, в порыве страсти, исповедуется любовнику. Рассказывает о юности, о матери, по прозвищу “Сталин в юбке”, которая помянув бога, не забывает вставить мат, кстати, в цензурированной версии он “запикан”, но русскому человеку, конечно, понятен. В общем, мама Женю не любила, поэтому и дочь в своей жизни ни к кому этим чувством не прониклась – дурная наследственность. Такая история знакома не только русским, она универсальна, иначе “Нелюбовь” не была бы так горячо принята в Каннах и куплена во многие зарубежные страны. Фото: Кинопоиск.ру После пропажи Алеши мы слышим ожидаемую, но все равно удивляющую своей прямотой, речь полицейского: “делать ничего не будем”. Вся надежда на волонтеров-поисковиков, они в фильме единственные, не считая мальчика, достойны хоть малейшего сочувствия. Только их ярко-оранжевые жилеты не тонут в туманном сером пейзаже, как будто заявляя, что они готовы помочь, когда государство – нет. Кстати роли волонтеров исполняют профессиональные актеры, а не массовка, и каждому, во время съемок довелось поучаствовать в настоящих поисково-спасательных операциях. Фото: Кинопоиск.ру Еще с первых кадров, увидев замороженный, безжизненный, пугающий ландшафт, с голыми и уродливыми деревьями, предчувствуешь надвигающеюся трагедию. Не дает успокоиться и неясный шум, который оказывается повторяющимся звуком крутящегося велосипедного колеса. Красно-белая лента, закинутая мальчиком на ветку, как SOS, сначала сигнализирует о помощи, в надежде на спасение, а в конце фильма становится ограждением, местом преступления. Фото: Кинопоиск.ру Поиски идут, а Женя и Боря, с безучастными лицами выполняют команды, куда-то ходят, что-то делают, но при этом выражают полнейшее безразличие. Полуразрушенные дома, где ищут они своего сына – метафора их семьи. И когда, кажется, что в них не осталось никаких чувств, наступает кульминационная сцена (снятая, кстати, с одного дубля), где герои переживают катарсис, который на наш взгляд станет поводом к переменам. Здесь лучше обойтись без спойлеров, иначе так стройно проработанный режиссером саспенс потеряет смысл. Скажу только, что Звягинцев не обошелся без двусмысленности. Фото: Кинопоиск.ру Проходит пару лет, а перед нами все те же герои – воплощения нелюбви. После пройденного ада, они безразлично бросают в манеж плачущих детей, чтобы не мешали, или, уставившись в телевизор пустыми глазами, наблюдают за бомбежкой Донбасса. Душа атрофирована, она не способна к сопереживанию или развитию. Остается один бег на месте, который и выполняет "мама" Женя в кофте с надписью Russia. Многие, посмотрев фильм, возмущались, мол, вранье это все, не так уж у нас плохо, да и детей совсем не бросают. И понятно, почему люди так говорят, ведь ежедневно мы стараемся не замечать этот ужас, проходим мимо ориентировок или “не слышим” криков и детский плачь за стенкой. Именно поэтому, наблюдая 127 минут за калькой реальности, не отворачивайтесь, ведь, несмотря на всю боль и отчаяние, главный посыл фильма – любите.

“Нелюбовь” Андрея Звягинцева – как состояние души
© Ревизор.ru