Главную киностудию Киргизии возглавил сын известного поэта
Директором государственной студии "Кыргызфильм" назначен Айбек Джангазиев. Он - сын известного поэта Мусы Джангазиева, заслуженный деятель культуры КР, один из лучших кинооператоров республики, снявший более 50 художественных и документальных картин. Как будет развиваться кинематограф в стране и "Кыргызфильм" в частности? На этот и другие вопросы Айбек Джангазиев ответил корреспонденту "РГ". Айбек Мусаевич, перед новым назначением вы семь лет руководили "Кыргызтелефильмом". Чувствуется разница? Айбек Джангазиев: Что там, что здесь кинематографисты. Одного поля ягоды, которые делают общее дело. На днях ко мне пришел один известный режиссер. Он начинает снимать художественный фильм. Я ему говорю: до того, как меня назначили на должность директора, мы с тобой находились по одну сторону стола. Теперь он между нами. Поэтому разговоры будем вести через него. Я уже чиновник. Маленький, но чиновник. Но я все равно останусь таким же требовательным, как и раньше. Ответственности на этом месте, конечно, намного больше. Но когда я уходил от нее? Сомнения, когда предложили стать директором студии, были? Айбек Джангазиев: Они до сих пор остаются. Как это лучше сделать, а как - вот это? Но сомневаться времени нет, надо делать. На "Кыргызфильме" есть хороший коллектив. Знаю всех давно. Я здесь как оператор снимал картины. Моя трудовая деятельность началась в 70-х годах прошлого столетия на этой студии. Поэтому проблемы "Кыргызфильма" мне известны не понаслышке. Операторскую деятельность теперь оставите? Айбек Джангазиев: Мне сказали: на твое усмотрение. Но надо быть честным - делать надо что-то одно. Я, конечно, буду выполнять свои обязательства - проводить консультации, семинары, мастер-классы. Свое начальство об этом предупредил. Но чтобы сделать что-то по-настоящему хорошее, нужно заниматься этим плотно. Что сегодня из себя представляет киностудия "Кыргызфильм"? Айбек Джангазиев: У нас один съемочный павильон. Не в самом лучшем состоянии, но пока на ремонт нет денег. Есть цеха, студии, где мы делаем дубляж картин, гаражи, киношкола, выпускающая режиссеров и операторов, множество частных студий, которые иногда на нашей базе с использованием нашей техники снимают фильмы. В общем, материальная база имеется, но хотелось бы больше. И поновее. Будем приобретать потихоньку. Все в конце концов зависит от наличия финансов. Сколько государство выделяет денег на кинематографию? Айбек Джангазиев: Очень мало. Этих средств, если честно, ни на что толком не хватает. А сколько нужно? Айбек Джангазиев: Вообще я мечтатель и могу назвать заоблачные цифры. Но при этом все здесь понимают, что голливудские бюджеты нам не светят. На съемки "Курманжан датки", к примеру, государство дало 70 миллионов сомов. В то время это было 1,5 миллиона долларов. Столь весомую для нашего кинематографа сумму выделили впервые. И это хорошо, потому что работать на голом энтузиазме нельзя. Труд должен быть оплачен. Однако, конечно, снимать голливудские блокбастеры мы не сможем. У нас должна быть своя дорога, свои фильмы, и они есть. Те же "Завещание отца", "Сутак". Эти картины просят показывать на различных крупных кинофестивалях, что является значительным достижением. Нам это дает надежду на возвращения былого качества, за которое кинематограф республики называли "киргизским чудом". Предложений от инвесторов не поступает? Айбек Джангазиев: К государственной студии - нет. Они больше обращаются к частникам. Профессиональная зависть вас при этом не мучит? Айбек Джангазиев: Нисколько. Я рад за частные студии. Там работают наши друзья, коллеги. "Кыргызфильм" иногда "входит" в их картины своей аппаратурой, потому что не у всех таковая есть. Что касается денег... Ну, если кто-то смог привлечь финансирование, то честь ему и хвала. Никакой зависти. Заказы от государства, тем не менее, идут в "Кыргызфильм". Судя по последним тенденциям, в приоритете история страны и традиции народа. Это, на ваш взгляд, правильно? Айбек Джангазиев: Знаете, что было бы хорошо? Если бы государство выделило деньги, собрало кинематографистов и сказало: вы должны сами решить, какие фильмы нужно снять на эти деньги. И творческая интеллигенция страны сообща решила бы, что нужно людям. Лично я, к примеру, не знаю, что больше сегодня нужно - исторические фильмы, картины о традициях народа, мелодрамы. Если бы это решали творческие люди, было бы лучше. Вообще, хотелось бы, чтобы чиновники больше внимания обращали на кинематографистов. И речь идет не только о финансах, но и о простом общении. Как вы относитесь к сборам средств на съемки фильмов среди неравнодушных людей? Так, например, было с картиной "28 панфиловцев". Айбек Джангазиев: Такое случалось и в Киргизии. В 1991 году известный режиссер Дооронбек Садырбаев снимал телесериал "Кайран Эл" - шестисерийный фильм о важных событиях в жизни страны и народа. В какой-то момент закончились деньги, и Садырбаев обратился к простым людям за помощью. Ему приводили скот и говорили: "Денег у нас нет, вот, продайте скотину". Дооронбек Садырбаев был человеком очень авторитетным и уважаемым. А сегодня люди стали бы жертвовать тем, что у них есть? Айбек Джангазиев: Стали бы. Но не думаю, что это правильно. Тем не менее, кино, снятое на деньги, пожертвованные людьми, существует, и режиссеры будут прибегать к этому способу. Что сегодня снимают на "Кыргызфильме"? Айбек Джангазиев: Сейчас мы снимаем социальные ролики, посвященные Году нравственности, воспитания и культуры. Они уже выходят в эфир. В целом около 40 роликов и короткометражных фильмов. Началась подготовка к съемкам и полнометражного художественного фильма. Режиссер - Марат Сарулу. Это авторское кино о взаимоотношениях между людьми. Психологическая драма. Сценарий очень интересен. Сейчас идет подготовительный период, съемки начнутся в июле. Добро на запуск фильмов в производство даете вы? Айбек Джангазиев: Художественный совет. Были ли сценарии, которые зарубили лично вы? Айбек Джангазиев: Конечно. Причина - непрофессионализм авторов, ошибки, непонимание того, что нужно делать. Ключевой вопрос Народный артист СССР, кинорежиссер Болот Шамшиев в интервью "РГ" сказал: "Киргизскому кино не хватает талантов и системности. Все стихийно. Фильмопроизводство у нас на партизанском уровне. Режиссеры от природы творческие одиночки, но кто-то же должен думать на государственном уровне об организации кинематографического процесса. Таких попыток, увы, не наблюдается". Вы с ним согласны? Айбек Джангазиев: Согласен. Но работа над исправлением ситуации идет. Вернуться к старой советской системе уже, к сожалению, не удастся. Потому что это просто невозможно. Справка "РГ" Датой рождения киргизского кинематографа официально считается 1941 год. Именно тогда было принято постановление Совета Народных Комиссаров Киргизской ССР об организации студии кинохроники в городе Фрунзе. На ней делались выпуски киножурнала "Советская Киргизия". С того времени было снято более 500 фильмов. В 70-е годы прошлого столетия благодаря работам таких режиссеров, как Болот Шамшиев, Толомуш Океев, Геннадий Базаров, Альгимантас Видугирис, возникло такое явление, как "киргизское чудо".