Дирижёр Владимир Федосеев: «Санкции на музыкантов не действуют»
Государственный оркестр имени П.И. Чайковского выступил в Воронеже в рамках Платоновского фестиваля искусств. В первом отделении прозвучали произведения Дмитрия Шостаковича: три фрагмента из музыки к кинофильму «Пять дней — пять ночей» и Концерт для виолончели с оркестром №1. Во втором отделении оркестр подарил слушателям музыку балета «Весна священная» Игоря Стравинского, которому сейчас исполняется 135 лет со дня рождения. У этого оркестра большая история, которая начинается в 30-е годы, когда он и был создан как первый оркестр для отечественного радио. После гениальных дирижёров Александра Орлова, Александра Голованова, Александра Гаука и Геннадия Рождественского руководить оркестром в 1974 году стал маэстро Владимир Федосеев. Оркестр ежегодно посещает с гастролями десятки стран. Главный дирижёр и художественный руководитель коллектива Владимир Федосеев рассказал, что в каждой поездкой они через величайших русских композиторов стараются проникать в любую культуру. «Русский музыкант – единственный, кто может входить в культуру другой нации глубоко и проникновенно. Когда мы играли Бетховена в Бонне и Вене, то там говорят: «Да, это Бетховен, но уже более глубокий Бетховен!». Глубокое исполнение и проникновение в любую культуру – этим и отличаются русские музыканты. Политика сейчас в каждых странах разная, на грани столкновения, но ни одна из санкций на нас не действует. Музыка стирает все грани нашего недоверия. Во всех странах, куда мы ездим, стараемся играть нашу музыку. Недавно мы были в «Ла Скала», где играли произведения, которые Чайковский написал, будучи в Италии. Надо поднять нашу культуру на ту высоту, на которой она была всегда, потому что в 90-е годы был такой некий провал в этом смысле. Как сказал Гоголь, «чтобы было с нами, если бы музыка нас оставила!», – рассказывает художественный руководитель оркестра Владимир Федосеев. «Где кончаются слова, там начинается музыка» Остаётся актуальной и проблема привлечения детей и молодёжи в академические залы. Не так давно БСО пришёл к идее – делать открытые репетиции для детей из общеобразовательных школ. «Эта идея для нас новая и она родилась после того, как я репетировал в Париже с Мацуевым концерт Рахманинова, и туда пришло очень много детей. Я подумал: почему мы так не делаем? Там ведь денег не надо, только три автобуса взять и привезти детей. С тех пор мы начали это практиковать. И это дало результат. Сначала дети внимательно наблюдают, потом они входят в оркестр и спрашивают: а что это за инструмент. а как стать дирижером или кларнетистом. Получается тёплая встреча. Везде, где бы мы ни выступали, мы хотим играть для детей. Часто играем в клиниках, где живут больные дети. Музыка имеет то право – вмешиваться в души людей!», – делится опытом Владимир Федосеев. Кроме того, маэстро рассказал о практике англичан делать променадные концерты, на которых в начале и в конце дают легкую и популярную музыку, а в середине вставляют современную. Так они привлекают широкие массы к академической музыке – люди за невысокую плату могут слушать классику, прогуливаясь по парку. «Музыканты – тонкие натуры, и их нужно любить» Сто десять музыкантов Большого симфонического оркестра без преувеличения обожают маэстро, и он отвечает им взаимностью. «Мы как бы уже семейный оркестр. В том смысле, что многие создали семьи в оркестре. И я всегда могу влиять на них либо на жену, либо на мужа – так и стараемся быть в тонусе!» – шутит Федосеев. «Есть дирижёры-диктаторы – их оркестр боится. А всё должно происходить от любви. Приходит молодой человек и садится в группу с 50-летним музыкантом. Они не имеют опыта и подчас даже не знают, что они талантливы. Но как выяснить, что они талантливы? Только любовью. И кнут, и пряник нужен, но больше пряник. Музыканты – тонкие натуры и их нужно любить, тогда талант рождается ещё больше. А ведь талант можно ещё и задушить». Зашла речь и о современных композиторах. Владимир Федосеев считает, что во всём мире сейчас с этим сложилась непростая ситуация. «Это больной вопрос, потому что достойной современной музыки не так много. Вот ушёл Свиридов – это последний композитор, чьи сочинения слушает любой. Эта музыка своя. После Свиридова прервалась линия связи времён. Мы даже объявляли конкурс на сочинения в консерватории, и это принесло очень малый результат. На Западе, к сожалению, происходит то же самое», — говорит Владимир Федосеев.