«Музыку мира» подмочили исполнители
Одно из самых массовых мероприятий Платоновфеста прошло вопреки прогнозам В рамках Платоновского фестиваля искусств 11 июня уже в третий раз прошел однодневный open-air в спорткомлексе «Белый колодец» под Воронежем. За тем, как в погоне за оригинальностью организаторы Платоновфеста немного позабыли и о музыке мира, и о зрителе, наблюдал корреспондент «Ъ» Антон МАТВЕЕВ. Мероприятиям фестиваля на открытом воздухе в этом году крайне не везет с погодой: из-за ливня перенесли на закрытую площадку, в Event-Hall, концерт «Посвящение Гершвину», который изначально должен был пройти в Зеленом театре Центрального городского парка, а книжная ярмарка открылась на пять часов позже положенного (шатры начали устанавливать слишком поздно). Опасения вызывала и «Музыка мира» в «Белом колодце», на время которой синоптики обещали дождь и холод. Но организаторы решили не переносить мероприятие под крышу, и риск во многом оправдался. Хоть солнце и скрылось под тяжелыми тучами, дождь так и не пошел, а благодаря холодной погоде работавшие на фестивале рестораторы, очевидно, перевыполнили план по выручке. Однако не совсем удачной вышла музыкальная составляющая. Не в смысле мастерства исполнителей – к ним претензий не было никаких. Противоречивым стал подбор самих групп: хотя термин world music и трактуется достаточно широко, но не всех игравших в «Белом колодце» музыкантов можно в эти просторные рамки включить. Первым выступил норвежский дуэт Arvvas. Похожий на Билли Новика контрабасист Стейнар Ракнес пел грустные джазовые и блюзовые песни, которым подвывала одетая в традиционный праздничный норвежский костюм Сара Мариэль Гауп. То, что многие слушатели восприняли именно как «подвывание», на самом деле – одна из древнейших в Европе музыкальных традиций, йойк, саамское горловое пение, которое еще сохранилось в некоторых регионах Норвегии, Финляндии и России. Наложенный на контрабас йойк звучал медитативно. Эти напевы могли бы долго оставаться в головах слушателей, если бы на сцену не вышла гамбийка Сона Джобартэ – ее выступление оказалось самым зажигательным. Поверх мощной ритм-секции (ударные, бас-гитары, африканские барабаны) наряду с гитарой звучала кора, африканская родственница лютни и арфы. Сона Джобартэ — выходец из одной из тех пяти семейств гриотов в Западной Африке, которые имеют право играть на коре. Госпожа Джобартэ пошла против вековых африканских традиций – она первая женщина, которая начала играть на коре, и один из немногих исполнителей, кто противится запрету на запись этого инструмента. Горячие африканские ритмы сменили прохладные исландские мелодии. В группу Hjaltalín объединились музыканты самого разного толка: кто-то играет джаз, кто-то современную классику, кто-то фолк-рок. Но в итоге из этой коллаборации не выходит ничего экстраординарного, а самый обычный инди-рок на английском языке – с легкой гитарой, ненавязчивыми ударным, электронным басом и многочисленными сэмплами, в котором от традиционной исландской музыки по сути ничего нет. Завершала open-air японка Майя Бару, представившая, пожалуй, наиболее авангардное совмещение стилей. Владея редкой техникой горлового пения, она исполняет японские народные и авторские песни под электронную танцевальную музыку. Так как выступление Майи Бару началось примерно в 22.30, многие, послушав пару песен, поспешили домой. И хотя в этот раз «Музыка мира» в «Белом колодце» собрала несколько тысяч слушателей, аудитория, по всей видимости, все же оказалась меньше, чем в прошлом году. «Музыка мира» – одно из немногих мероприятий, которое гарантированно приносит в кассу Платоновфеста прибыль. Срабатывает кумулятивный эффект — отдельно каждая из этих групп не собрала бы такую аудиторию. Да и билеты можно купить прямо на входе: театры и концертные залы не могут вместить всех желающих. Но специфика фестивального формата в том, что должен быть заявлен хедлайнер, на которого в основном и поедут люди. Такого организаторы Платоновского фестиваля за все три года так и не предложили. Только в первый год в «Белом колодце» играли хоть немного знакомые слушателями Mgzavrebi и Ясмин Хамдан. В последние годы аудитории предлагался, по большому счету, кот в мешке. Нередко среди звезд world music можно найти музыкантов, куда более глубоко работающих с корневой культурой, чем, например, смешение горлового пения с электронной музыкой или положенные на хард-рок-ритмы этнические инструменты. Ставшая популярной после сериала «Викинги» скандинавская группа Wardruna в июле во второй раз за год приедет в Москву и снова соберет не менее пяти тысяч человек, которые со всей страны приезжают послушать и спеть древнеисландские песни. Изменит ли подход к подбору участников дирекция Платоновфеста, покажет уже следующий фестиваль.