Ещё
Траволта нашел ляп в последнем фильме Тарантино
Траволта нашел ляп в последнем фильме Тарантино
Фильмы
Три актера из «Детей Арбата», которые уже ушли
Три актера из «Детей Арбата», которые уже ушли
Актеры
«Голос» начнет выходить в прямом эфире
«Голос» начнет выходить в прямом эфире
ТВ
Что смотреть в кино с 12 декабря
Что смотреть в кино с 12 декабря
Фильмы
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Документальный, Музыкальный
Купить билет
Холодное сердце II
Холодное сердце II
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Ржев
Ржев
Драма, Военный
Купить билет
Рождество на двоих
Рождество на двоих
Ромком
Купить билет
Джуманджи: новый уровень
Джуманджи: новый уровень
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Достать ножи
Достать ножи
Детектив, Драма
Купить билет
Сиротский Бруклин
Сиротский Бруклин
Драма, Криминальный
Купить билет
Война токов
Война токов
Исторический, Триллер, Драма
Купить билет
Ford против Ferrari
Ford против Ferrari
Биография, Драма, Спортивный
Купить билет
Лев Яшин. Вратарь моей мечты
Лев Яшин. Вратарь моей мечты
Биография, Драма, Семейный
Купить билет
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Аванпост
Аванпост
Триллер, Фантастика
Купить билет
Решала. Нулевые
Решала. Нулевые
Боевик, Триллер, Драма
Купить билет
Давай разведемся!
Давай разведемся!
Комедия
Купить билет
Грех
Грех
Биография, Исторический, Драма
Купить билет
Прекрасная эпоха
Прекрасная эпоха
Трагикомедия
Купить билет
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Аббатство Даунтон
Аббатство Даунтон
Мелодрама
Купить билет
21 мост
21 мост
Боевик, Триллер, Драма
Купить билет
Малефисента: Владычица тьмы
Малефисента: Владычица тьмы
Приключение, Фэнтези, Семейный
Купить билет

Перед гранью реальности 

Кинофестиваль «Кинотавр» перевалил за середину
Фото: Коммерсантъ
Кинофестиваль «Кинотавр» перевалил за середину, на сегодняшний день представлено уже больше половины фильмов конкурсной программы. Рассказывает Юлия Шагельман.
Два страшно разных по замыслу и по стилистике конкурсных фильма, показанных в третий день, неожиданно объединил гриф «основано на реальных событиях». Один из них — «Голова. Два уха», вторая полнометражная работа режиссера и сценариста . Простоватому деревенскому парню поступает предложение, от которого он не смог отказаться, — хорошая работа в городе. Естественно, наниматели оказываются мошенниками, которые убеждают Ивана набрать микрокредитов, а потом исчезают с деньгами. Главную роль сыграл непрофессиональный актер Иван Сергеевич Лашин, скотник из Воронежской области (с которым Суслин уже работал на короткометражке «Шнырь», участвовавшей в «Кинотавре»-2013). И излагаемая в фильме история с ним произошла на самом деле.
Герой этаким современным Акакием Акакиевичем бродит по областному центру, потому что назад в деревню его совсем не тянет. Воронеж, в котором происходит действие фильма, выступает его полноценным персонажем и одновременно метафорой российской действительности. Это самый настоящий город контрастов с обшарпанными стенами подъездов, сверкающими дешевой красотой торговыми центрами, мемориальной доской Мандельштама и вмерзшим в лед первым кораблем петровского флота, который рифмуется с таким же застрявшим в снегах проржавевшим грузовиком в родном колхозе Ивана Сергеевича. В сущности, фильм выглядит простым и незамысловатым, как и его герой, но эта простота вызывает искреннюю симпатию.
Конкурсный показ фильма стал одним из самых многолюдных и светских на «Кинотавре». Поддержать режиссера пришли чуть ли не все оказавшиеся на фестивале знаменитости, от  до . Гигинеишвили, автор глянцевых ромкомов, на сей раз обращается к трагическому эпизоду: в 1983 году несколько молодых грузин, отпрысков республиканской элиты, решили угнать самолет, следовавший из Тбилиси в Батуми, и улететь на нем в Турцию. Попытка захвата закончилась плачевно, погибли ни в чем не повинные пассажиры и члены экипажа, а самих угонщиков расстреляли (кроме единственной девушки, которой высшую меру заменили 15 годами тюрьмы), и место их захоронения неизвестно. В Грузии эту историю вспоминают до сих пор весьма болезненно.
Гигинеишвили подошел к созданию фильма крайне серьезно (над сбором материала он работал семь лет), однако итог скорее разочаровывает. Попытка без всякого драматургического переосмысления показать реальные события «как в жизни» привела к тому, что герои лишились не только внятной мотивации, но и какой-либо индивидуальности. Все они сливаются в единый типаж позднесоветского «мажора» с запретной пластинкой The Beatles в одной руке и пачкой «Мальборо» в другой, так и не становясь объемными. «Чего им не хватало?» — этот вопрос повторяется в фильме рефреном; не хватало, конечно, свободы, но зритель осознает это скорее благодаря собственному советскому бэкграунду, если у него такой имеется, чем работе режиссера и сценариста. Так что пока переход Резо Гигинеишвили из коммерческого кинематографа в авторский можно считать не вполне удавшимся.
Четвертый конкурсный день объединил фильмы, общей темой которых можно назвать «нелюбовь», уже, кажется, прочно вошедшую в новый российский лексикон. Фильм  — еще один полнометражный дебют в конкурсе «Кинотавра» — и вовсе стал неожиданной рифмой к фильму Андрея Звягинцева. Снова квартира в спальном районе, снова обычная московская семья, в которой общаются друг с другом в основном скандалами и матом, снова исчезновение одного из членов семьи встряхивает привычно невыносимые будни. Правда, здесь пропадает бабушка, а дети-подростки, которых играют молодые актеры и Даниил Можаев, пожалуй, главные герои фильма. Но главное, что отличает рассказанную здесь историю от картины мэтра, — любовь в этой семье еще не умерла окончательно, все герои действительно самые близкие люди, несмотря на попытки почти каждого из них найти эту близость где-то на стороне, и именно это делает их отношения столь мучительными. Только совместная потеря заставляет их наконец перестать грызть и изводить друг друга хотя бы ненадолго. Несмотря на молодость автора, это вполне зрелая и уверенная картина, и актерские работы (в фильме снялись , , , Лариса Морозова, ) делают ее героев хоть и не самыми приятными, но достоверными и действительно близкими зрителю.
«Скоро все кончится» — режиссерский дебют музыканта, продюсера и сценариста . Главный его герой, обычный парень по фамилии Носов (), работает токарем на питерском заводе и отчаянно, хоть и тихо, страдает от одиночества. В поисках человеческого тепла он знакомится с проституткой Дианой, которую на самом деле зовут Катя (), и заводит с ней квазисемейные отношения, оплаченные по суточному тарифу. Однако режиссер явно стремился снять не историю встречи двух незнакомцев в чужом холодном городе, а злободневный социальный манифест. Постоянный фон жизни героя — новости из телевизора об украинских событиях, санкциях и сбитом «Боинге», их же он обсуждает и с коллегами в перекурах, и с Дианой/Катей. При этом Носов — убежденный «ватник», а проститутка высказывает довольно оппозиционные взгляды (чему находится логичное объяснение в финале). Для пущей актуальности в какой-то момент в кадре даже появляется книжка . Все это проложено русским роком довольно посредственного разлива и, несмотря на всю натугу, выглядит и несовременно, и попросту нежизненно.
В фильме , завершившем четвертый фестивальный день, тоже присутствуют приметы актуального момента, но здесь они выступают в качестве виньеток, а сама история вполне вневременная. Бывший сотрудник органов Ильич (Валерий Маслов, на котором держится весь фильм) работает охранником, но не может избавиться от въевшейся в его плоть и кровь привычки наблюдать за посторонними людьми, за которыми, по его словам, «глаз да глаз нужен». Это не человек, а робот, заточенный на выполнение только одной функции, и жизнь его — механистическое повторение одних и тех же действий. При этом Ильич существует в какой-то фантасмагорической реальности, где сон перепутан с явью (что довольно прямолинейно показано чередованием цветных и черно-белых эпизодов). Когда в соседнюю квартиру вселяется молодая пара музыкантов, Ильич ненадолго обретает смысл жизни, но заканчивается все трагедией (и довольно неожиданным — для тех зрителей, которые не являются знатоками оперы, — сюжетным твистом). Фильм не лишен остроумия, но как минимум две сюжетные линии в нем выглядят лишними, из-за чего картина, несмотря на небольшой хронометраж, воспринимается затянутой — зато лишний раз подтверждает то разнообразие жанров и форматов нынешнего «Кинотавра», о котором постоянно говорят его отборщики.
Впереди — два последних дня фестиваля, когда в конкурсную борьбу со своими фильмами вступят , и четыре режиссера-дебютанта.
Видео дня. Что стало с атаманом из «Свадьбы в Малиновке»
Комментарии
Читайте также