Непостоянный любовник: как Луи Гаррель начал играть хороших парней
Луи Гаррель, главный романтический красавец современного французского кинематографа с идеальной родословной (папа – режиссер Филипп Гаррель, мама – актриса Брижит Си, дедушка – актер Морис Гаррель), 14 июня празднует день рождения. По случаю праздника рассказываем, как он перешел от образа роковых героев-любовников к ролям простых парней, а главное – почему. Хотя Луи Гаррель начал сниматься в кино еще в шесть лет в фильмах своего отца, по-настоящему в кино он вошел ближе к двадцати. В 2001 году он сыграл в фильме Родольфа Маркони "Это мое тело" главную роль – растерянного юношу из хорошей семьи, который ищет спасения от своей предсказуемой жизни в объятиях загадочной взрослой женщины (Джейн Биркин). Потом были "Мечтатели" Бертолуччи, роль мрачного синефила Тео и надолго приклеившийся к Гаррелю ярлык enfant terrible. Порочный взгляд из-под спутанных черных кудрей, лукавая улыбка, движения пантеры – в начале карьеры он появлялся только в таких ролях. Ну или печального поэта или художника, от страстей как раз страдающего, – таким его любит показывать отец ("Постоянные любовники", "То лето страсти"). Знакомство с режиссером Кристофом Оноре положило начало его пути от образа рокового красавца к простому парню, пусть и странноватому. Их первый совместный фильм, "Моя мать", основанный на автобиографии Жоржа Батая, французского левого философа, озабоченного проблемами саморазрушительного эроса, продемонстрировал Гарреля таким, каким его тогда хотели видеть все. Полуголым, рассеянным и охваченным адским пламенем желания (да еще и в отношении своей экранной матушки в исполнении Изабель Юппер). А уже в следующем ("Парижская история") Оноре намотал на его тонкую алебастровую шею смешной полосатый шарф и поместил в обычную французскую семью, в которой из эксцессов только депрессия старшего сына (Ромен Дюрис), да и та – не безвыходная. Фрагмент фильма "Все песни о любви". Видео: YouTube/Francofonia Смешной шарф будет развеваться на шее и в следующем фильме Оноре, мюзикле "Все песни только о любви", который начинается со сцен семейной жизни втроем (Гаррель, Людвин Санье и Клотильда Эсме), а к финалу превращается в гей-драму с хэппи-эндом. Герой Гарреля, редактор ежедневной газеты Исмаэль, роковых страстей, в общем-то, не испытывает, и во все эксперименты пускается исключительно от скуки. Даже лежа в постели между двумя девушками, он не позволяет ни себе, ни им ничего лишнего: надевает очки, берет книгу и предлагает почитать перед сном. Фрагмент фильма "Возлюбленные". Видео: YouTube/Meli Azul В фильме "Моя девочка не хочет" Оноре у него маленькая скромная роль поклонника матери двоих детей (Кьяра Мастроянни), недавно пережившей развод, а потому не совсем понимающей, чего ей хочется. Все, что здесь делает Гаррель, – ходит с неприкаянным видом, снимает и надевает куртку явно на пару размеров больше, чем нужно, вздыхает, пытливо заглядывает в глаза своей визави и послушно растворяется в сумерках, получив отказ. Не более предприимчив он в "Возлюбленных", фильме Оноре, закрывшем Каннский кинофестиваль в 2011 году. Второстепенная роль положительного юноши Клемана, брошенного Верой ради Хендерсона, который предпочитает мужчин, просто теряется в калейдоскопе совершенно фантастических персонажей. Переживания на красивом лице Гарреля занимают зрителей гораздо меньше, чем процесс превращения милой продавщицы в секс-работницу с помощью пары лакированных туфель-лодочек или попытки наладить отношения на фоне атаки на башни-близнецы в Нью-Йорке 11 сентября. Появление Луи Гарреля во второстепенной роли в недавнем фильме Майвенн Ле Беско "Мой король" (2015) можно было бы назвать неожиданным, если бы он не был в нем так к месту. Гаррель играет Соляля, дурашливого брата главной героини Тони, попавшей под гипноз очаровательного гада в исполнении Венсана Касселя. Гаррель выскакивает как черт из табакерки почти в самом начале – Тони с братом и его подругой встречают рассвет после ночи в клубе, знакомятся с приятным парнем на хорошей машине и отправляется к нему завтракать. На столе багет с маслом, конфитюр и кофе, а за столом сам Луи Гаррель в легкомысленном кепарике раскачивается на стуле – вот-вот начнется развеселая французская комедия, того и гляди, запоют, как у Оноре. Но это уловка – Ле Беско использует утвердившегося в образе приятного парня актера для отвлечения внимания, история в ее фильме на самом деле начинается грустная. Полнометражный режиссерский дебют Луи Гарреля, "Друзья" о любовном треугольнике, в котором он сам играет мощную гипотенузу, можно рассматривать как попытку подвести черту под ранними ролями. Он заводит своих героев на съемки фильма о студенческих волнениях 1968-го года, как бы напоминая о своих ролях в "Мечтателях" и "Постоянных любовниках", но бутафорские баррикады, пусть и горят настоящим пламенем, остаются бутафорскими баррикадами. А любовный треугольник, в который угодили друзья, кажется приветом не всегдашней теме французского кино (еще со времен "Жюля и Джима" Трюффо), а американскому мамблкору, например, "Собутыльникам" Джо Сванберга. На самом деле Луи Гарреля-режиссера, как, видимо, и Луи Гарреля-человека, интересуют простые вещи, например, смешные диалоги.