"Кинотавр"-2017: без надзора и без опозданий
Многие полнометражные и корометражные фильмы, показанные на «Кинотавре», были созданы без госучастия. Почетный приз «Кинотавра» за честь, достоинство и преданность профессии в этом году вручили автору «Клетки для канареек», «Вора», «Водителя для Веры» и других примечательных картин Павлу Чухраю. На фестивале была показана его новая работа, снятая после десятилетнего перерыва, – «Холодное танго». Герои фильма – литовский еврей Марк и его возлюбленная Лайма, в судьбу которых роковым образом вмешалась Вторая мировая война. Для Литвы вереница тех событий началась с советской оккупации. Тема злободневна ввиду происходящей в последнее время реабилитации советской внешней политики. При нынешнем руководстве Минкульта государственную поддержку столь острая картина найти не могла, что пошло ей только на пользу. «Холодное танго» не лишено недостатков, но это свободное и сильное высказывание художника, ставшее в ряд с такими актуальными польскими лентами, как «Катынь» Анджея Вайды и «Волынь» Войцеха Смажовского. И первые зрители равнодушными не остались – на пресс-конференции Чухрая звучали не столько вопросы, сколько эмоциональные выступления киножурналистов, воздавших должное гражданской позиции режиссера. Начало фестиваля не обошлось без комических недоразумений. Один казус случился с мэром Сочи Анатолием Пахомовым, зачитавшим приветствие от премьер-министра Дмитрия Медведева и упомянувшим при этом фильм «Кавказская пленница» Сергея Бодрова, снятый, как известно, Леонидом Гайдаем, тогда как Бодров – автор «Кавказского пленника». Но кто автор примечательной оговорки – глава города или спичрайтер премьера, – осталось неизвестным. Второй казус произошел в связи с родовой травмой «Кинотавра», который в течение 28 лет ведет безуспешную борьбу с опозданиями зрителей. Публика уже привыкла к тому, что участникам фестиваля, как правило, предоставляется возможность дегустации фильмов, предполагающая приход в зал в любое время. Никто не знал, что охране было дано строгое распоряжение не пущать посреди сеанса, и после его начала перед входом в Зимний театр собралась толпа, в коей оказались Алексей Учитель и Вадим Абдрашитов. Режиссеры пришли посмотреть фильмы тех, кому они преподают режиссуру. Апелляция к авторитетам была безуспешной: охранник заявил, что знать никого не знает и никто ему не указ, кроме начальника, телефон которого является служебной тайной. Позвонили директору «Кинотавра» Полине Зуевой, но непреклонный страж отказался с ней разговаривать в силу невозможности опознать ее по телефону. Директору пришлось звонить начальнику охраны, команда «пропустить» была дана. Виктор Матизен