Войти в почту

Евгений Миронов: Такое впечатление, что настала эпоха невежества и непрофессионалов

Ситуация вокруг «Матильды» с каждым днем становится всё абсурдней. Истерия возмущенных «блюстителей нравственности» не затихает; число проверок, которые обрушились на киностудию режиссера Алексея Учителя, не уменьшается. Не отстают и СМИ: с начала зимы имена Натальи Поклонской, Матильды Кшесинской и Николая Второго являются разменной монетой для всех изданий разной степени желтизны. На всякий случай напомню, о чем идет речь. Осенью прошлого года, после появления в интернете первого трейлера «Матильды», депутат Госдумы г-жа Поклонская обратилась в Генпрокуратуру, заявив, что фильм «оскорбляет чувства верующих». Последующий за этим скандал затянулся на несколько месяцев и вряд ли закончится завтра. В Общественный совет при Министерстве Культуры градом посыпались письма: «негодующая общественность» требовала прекратить «поливать грязью» имя Николая Второго и запретить «Матильду» к показу. А киносети получили пламенные послания от малоизвестной христианской организации с угрозами сжечь дотла те кинотеатры, где будет идти этот фильм. Чтобы хоть как-то остановить поток беспрерывного бреда, Алексей Учитель решил открыто поговорить с журналистами. На пресс-конференции побывал и корреспондент от портала Киноафиша.info. И вот как это происходило. Алексей Учитель Алексей Ефимович, скажите, что происходит с Вашим фильмом сейчас? -Знаете, вчера я был приглашен на прием в Кремль, где у меня состоялась историческая встреча с небезызвестной Натальей Поклонской. Договорится, правда, не удалось, хотя в роли фотографа выступал сам Министр культуры г-н Мединский. Уважаемая депутат продолжает требовать одного: показать фильм именно её экспертам. А на моё приглашение посмотреть фильм самой отвечает так: «Никогда и ни в коем случае, мои эксперты мне всё расскажут». Но Вы ведь недавно проводили профессиональную экспертизу… - Да, по нашему запросу и по запросу Генпрокуратуры Санкт-Петербургский государственный университет проводил тщательную проверку, которая длилась месяц. Никакого состава преступления в фильме не обнаружено. А не могли бы Вы рассказать об экспертизе чуть поподробней? (Отвечает Константин Добрынин, адвокат Алексея Учителя) -Да, конечно. Хотя, в принципе, ситуация странная: никогда не думал, что адвокат может принимать участие в пресс-конференции, которая посвящена художественному произведению. Это новая веха в нашем искусстве, никак не меньше. Что же касается экспертизы… Знаете, после восьми месяцев пристального внимания со стороны г-жи Поклонской, мы начали понимать, с кем имеем дело. И мы решили перевернуть шахматную доску: мы задали экспертам те вопросы, которые могла бы задать она. Вопросов было 9. Абсолютно на все из них ответ был отрицательный. Другими словами, «Матильда» никого не оскорбляет ни по религиозному, ни по любому другому признаку, не призывает к противоправным действиям, не содержит какой-либо порочащей информации и т.д. Кадр из фильма Алексея Учителя «Матильда» Но, Алексей Ефимович, ведь поток проверок не прекращается всё равно… - О да! Расскажу вам один «анекдот». Не так давно на нашу студию в Санкт-Петербурге пришел участковый. Сказал, что у него заявление об «оскорблении чести и достоинства». И потребовал показать…. место преступления. (Смех в зале). Ну, мы предложили ему экскурсию по Екатерининскому дворцу – фильм снимался в том числе и там. Неужели у участкового нет других дел? - Ну, видимо, нет. Во всяком случае, у уважаемого депутата их нет точно. Ведь вся череда проверок идет по депутатскому запросу. Я понимаю, что у Натальи Поклонской есть свое личное отношение к персоне Николая Второго, но переносить свои симпатии или антипатии в депутатское кресло, как минимум, непрофессионально. Кстати, она и сама не помнит, сколько запросов она сделала и какие ответы получила. А мы обязаны проводить проверки и в этой нервотрепке еще как-то работать. А что думают об этом Ваши актеры? (Отвечает Евгений Миронов, сыгравший в фильме роль директора театра). - Вы знаете, я сижу и не могу поверить во всё происходящее. Как мы докатились до такого?! Мы обсуждаем фильм, который никто не видел! Мы что, сошли с ума все? Другая страна бы гордилась тем, что об их императоре снята такая лирическая история любви. А что касается «осквернения имени Николая Второго»… Дело в том, что Николая канонизировали, так скажем, за последние годы его жизни. «Матильда» же рассказывает о том периоде, когда он ещё даже на престол не взошел. К тому же у всякого святого может быть тернистый жизненный путь – это никак не умаляет заслуг и достоинств его личности. А о том, что художник свободен в своем выборе и может показывать жизнь любого человека (не важно, святой он или нет), я вообще молчу. Евгений Миронов Но что о сложившейся ситуации думаете лично Вы? - Очень не хочется все это обсуждать. Мне кажется, что госпоже депутату должно быть стыдно: не посмотрев фильма, она устроила такой концерт. Пошлый, как «Дом-2». Такое впечатление, что настала эпоха невежества и непрофессионалов. (Отвечает Ингеборга Дапкунайте, сыгравшая в фильме роль императрицы Марии Федоровны, матери Николая Второго) - Мне тоже странно, что мы обсуждаем не фильм, а всю эту абсурдную ситуацию. Да, можно спорить с тем, как художник видит ту или иную ситуацию. Но цензура в любом случае недопустима. А в данном случае мы имеем дело именно с цензурой. (Отвечает Ларс Айдингер, сыгравший в фильме роль Николая Второго). - Когда я узнал, в чем меня обвиняют, я очень удивился. Меня почему-то назвали порно-актером, хотя ничего общего с этим жанром я никогда не имел. Да, я снимался в довольно откровенном фильме Питера Гринуэйя, но это далеко не порнография. И уж если я порно-актер, то тогда и Питера Гринуэйя, одного из лучших режиссеров нашего времени, нужно называть порно-режиссером, а это не так. Ни с чем подобным в Германии я не сталкивался никогда. Хотя я часто снимаюсь в арт-хаусных проектах и стараюсь избегать потоковых фильмов. Что же касается личности Николая Второго… Я хотел показать его как противоречивого, сложного человека. Очернить его или обидеть – такое мне и в голову не могло прийти. Кадр из фильма Алексея Учителя «Матильда» (Отвечает Алексей Рязанцев, генеральный директор кинокомпании «Каро»). - Знаете, у каждого фильма, как и у человека, должна быть презумпция невиновности. Сам я видел картину 4 раза и с каждым разом все больше удивляюсь: ну что там такого, что так взволновало уважаемого депутата?! И как она может судить о том, чего не видела? Кстати, нам очень многие говорят: вам повезло с такой рекламной кампанией, вы наверное в сговоре с г-жой Поклонской. Нет, мы не в сговоре. И если вначале мы могли радоваться тому ажиотажу, что был вокруг фильма, то сейчас это уже просто невыносимо… Алексей Ефимович, но давайте скажем хоть несколько слов о фильме. Кто для Вас Николай Второй, каким Вы его увидели? - Для меня это очень сложная, очень противоречивая фигура. Он выбирает между долгом и любовью – и этот выбор не так прост, как кажется. И я определил для себя так: за те четыре года, что показаны в нашем фильме, решалось то, в какой стране нам с вами жить. Не знаю, верно ли это… Но знаю другое: я не хотел показывать вместо живого человека статую или бюст, который вот-вот замироточит. Мне это было неинтересно… Вера Алёнушкина По материалам пресс-конференции В российском прокате с 25 октября 2017-го года

Евгений Миронов: Такое впечатление, что настала эпоха невежества и непрофессионалов
© Киноафиша