Эдит Сепп: в России любят и помнят эстонское кино
ТАЛЛИНН, 16 июн — Sputnik, Денис Пастухов. В интервью Sputnik Эстония Эдит Сепп рассказала, сколько лет эстонскому национальному кино, как финансируется кинопроизводство и как встречают эстонские фильмы за рубежом - На какие периоды можно разделить эстонское кино — на советский и постсоветский? — Если смотреть в плане политической ситуации, то стоит добавить сюда и довоенный период (до 40-х годов прошлого века). Первая киносъемка состоялась в Эстонии в далеком 1912 году, а первым эстонским деятелем кино можно считать Йоханнеса Пяэзуке, который и запечатлел на пленку полеты известного русского авиатора Сергея Уточкина в Тарту (27-го и 28-го апреля 1912 года), а 30-го апреля были показаны кадры этой кинохроники. Эта дата и считается официальным днем рождения эстонского кино: таким образом, в этом году ему исполнилось 105 лет. - Ваш институт выполняет три функции: отвечает за развитие эстонского кино и маркетинг, производство фильмов и хранение существующего фильмофонда. Кино каких годов находится в ведении EFI? — Наш институт курирует фильмы производства киностудии "Таллинфильм", которые были выпущены в период с 1946 по 1991 годы. Эстонской республике принадлежат права производителя, авторам — авторские права. EFI был основан в 1997 году, и, начиная с этого времени, государство дает дотацию на производство фильмов, а права на фильмы остаются производителям, то есть эстонским кинокомпаниям и авторам. Такая же ситуация характерна и для кино за период с 1991 по 1997 годы, только те фильмы не имели финансовой поддержки со стороны государства. Права на довоенные фильмы тоже принадлежат потомкам кинопроизводителей. - Есть ли сейчас государственный заказ на кино? — Сейчас государство распределяет средства между производителями на основании прав авторизации. В творческом плане изготовители свободны: они сами выбирают истории, которые хотят зафиксировать на кинопленке. - Эстонский кинематограф сейчас на подъеме? — Да, дела идут хорошо, и у нас много зрителей. При населении в 1,3 миллиона человек два года подряд эстонские фильмы посмотрело 350 тысяч зриителей. Хотя в нашей стране вообще много ходят в кинотеатры, в прошлом году было 3,3 миллиона посетителей. Производим же мы до десяти полнометражных художественных кинофильмов в год, в том числе и малобюджетные картины, и фильмы, которые сняты в сотрудничестве с другими государствами. - Какие фильмы последних лет достойны наибольшего внимания? — Высшее достижение — это, разумеется, попадание эстонско-грузинской кинокартины "Мандарины" в пятерку лучших иностранных фильмов в борьбе за премию "Оскар". В десятке лучших был и "Фехтовальщик" — эстонско-финский художественный фильм. В 2007 году Вейко Ыунпуу со своим "Осенним балом" принимал участие в конкурсной программе кинофестиваля в Венеции. Эстонский кинематограф держит свой довольно высокий уровень, и показателем этого является обстоятельство, что большинство эстонских фильмов добирается до кинофестивалей А-класса (от Нью-Йорка и Торонто до Шанхая и Карловых Вар). Востребовано и получает высокие оценки наше документальное и анимационное кино. - Окупаются ли затраты на производство? — Кино — дорогой вид искусства, и возврат денежных средств не является целью самой по себе. В Европе производят фильмы не для получения кассовых сборов, а из культурных соображений. - Кого можно выделить в качестве ведущих эстонских режиссеров и актеров? — В данном случае я воздержалась бы от конкретных имен, так как могу забыть кого-нибудь упомянуть, что было бы несправедливо. У нас действительно много хороших режиссеров. Что касается актеров, то существует программа European Film Promotion, в рамках которой в Берлине представляют новые имена в актерском мире. Время от времени там появляются и наши соотечественники. EFI не занимается рекламой актеров, для этого существуют агенты, но многие представители Эстонии уже сейчас снимаются за рубежом — и довольно успешно. - В каких странах смотрят наши фильмы? — EFI демонстрирует кино по всему миру, на различных кинофестивалях, а также организовывает Дни эстонского кино. В Москве сейчас работает энергичный атташе по культуре Димитрий Миронов, и дела в России идут особенно продуктивно. Показы фильмов прошли и пройдут в Екатеринбурге, Чебоксарах, Владимире, Архангельске, Казани и Москве — в Третьяковской галерее (где состоится ретроспектива документального эстонского кино 60-х годов). В России всегда очень теплый прием, во многом благодаря публике, которая помнит и любит наше кинотворчество, прежде всего актеров — Юри Ярвета и Лембита Ульфсака. Есть и два современных фильма, которые вызывают наибольший интерес у россиян — это "Класс" Ильмара Раага и "Мандарины". В Европе же соответствующий культурный фон отсутствует, и эстонский кинематограф для европейцев начинается с "Осеннего бала" или даже с упомянутых уже "Мандаринов". - Что за проект, который связан с основанием эстонского Голливуда? — В советское время у студии "Таллинфильм" был кинопавильон в Хийу, который использовался для внутренних съемок. Он устарел и был ликвидирован, так что нужен новый подобный павильон. До Голливуда этому проекту довольно далеко, целью является просто создание технологически современного места для съемок в одном из таллиннских районах. И кинопроизводители уже несколько лет планируют это. Тем более за последние годы увеличилось кинопроизводство, и к тому же в Эстонии действует программа поддержки "cash-rebate" — фонд возврата налогов с иностранных инвестиций, что привлекает сюда производителей, которым необходим этот съемочный павильон, и сейчас идея близка к воплощению в жизнь. - Раньше в Таллинне советские кинематографисты часто снимали европейские города. Сейчас, например, если действие происходит в Берлине, то и снимают там? — В настоящее время ориентируются на то, как подешевле снять кино высокого качества (high-production value). Конечно, можно снимать Берлин в Берлине, но это дорого. Эстония маленькая, компактная, из Старого города можно быстро попасть, например, на болота, к тому же страна развита в плане инфотехнологий, а люди общаются по-английски и по-русски. Поэтому тот же Берлин лучше снять у нас, с использованием технологии green-screen, и потратить на съемку гораздо меньше денег, чем снимая в самой столице Германии. - В связи с тем, что техника стала очень качественной (картинка почти всегда красивая), что делает в настоящее время фильм шедевром? — История, то есть умение "старый и заезженный" рассказ представить в свежем, оригинальном ключе. Новых историй мало, и драматургически все построено одинаково, для этого и важно искусство визуальной передачи повествования. Шедевры, конечно, удаются лишь единицам.