Реальная жизнь нервно курит, ломится в окна и отражается на экранах
Документальное кино на ММКФ представлено традиционным конкурсом, программой «Свободная мысль» и ретроспективой председателя «документального жюри» швейцарского режиссера Кристиана Фрая. Председателю будут помогать судить Алексей Ханютин (Россия) и Юн Джеро (Республика Корея). Они оценят семь премьерных картин, знакомящих зрителей с лучшими мировыми достижениями документалистики.— В конкурсе, — рассказывает куратор документальных программ Григорий Либергал, — фильм восходящей мексиканской звезды Эверадо Гонзалеза «Свобода дьявола», которая уже взяла несколько премий на фестивалях на другом континенте, но в Европе еще не выходила, поэтому наш показ станет европейской премьерой. Картина другой звезды, Ланы Уилсон, «Уход» — технически американская, но снятая целиком в Японии, с японскими героями и на японском языке, очень интересная и тонкая, демонстрирует, что Уилсон становится заметной величиной в мировой документалистике. Есть лента «Парижская опера» Жана-Стефана Брона, режиссера совершенно другого поколения. Директор Парижской оперы посчитал Брона единственным достойным быть допущенным с камерой в святая святых прославленного театра. Кстати, Брон приедет в Москву. Известный во всем мире режиссер, он несколько лет назад уже собирался посетить столицу, когда здесь показывали его «Казус Блохера», но заболел скарлатиной. В конкурсе присутствуют и две российские картины. Сергей Дебижев, режиссер «Раскаленного хаоса», был членом жюри 38-го ММКФ и прислал на этот раз свою новую работу, посвященную столетию революции. Дебижевские картины всегда очень авторские, и наверняка новая вызовет большие споры. — Второй российский фильм — «Последний вальс» Юлии Бобковой, — рассказывает Григорий Либергал, — последний портрет замечательного композитора Олега Каравайчука — оригинальная, энергичная, насыщенная дебютная работа ученицы ВГИКа. Впрочем, уже в прошлом году Юля обратила на себя внимание сильной новеллой про Сахалин, которая была на ММКФ в альманахе. В конкурсе также есть американский «Трофей» и чилийское «Молчание Адрианы». Делая свой выбор, отборщики отсмотрели одних только российских картин более полусотни. Документальная отечественная кинематография сегодня находится на подъеме. Программа «Свободная мысль» по традиции представляет собой обозрение лучших мировых хитов года. — В ней будут молодые звезды, — продолжает Григорий Либергал. — Например, Рауль Пек, снявший уже награжденный по всему миру фильм по воспоминаниям актера Джеймса Болдуина «Я не ваш негр» с музыкой Алексея Айги. Есть и неожиданный казус Китая: «Все еще завтра» (режиссер Лам Цзянь-Фай), уже награжденный в Амстердаме. Речь идет о поэтессе, опубликовавшей очень рискованные стихи в интернете, после чего стала суперзвездой. Есть победитель венецианского кинофестиваля «Изыди» («Отпустите меня») Федерика Ди Джакомо (Франция, Италия). Три года назад ушел из жизни австриец Михаэль Главоггер. Он умер от малярии, заразившись во время съемок своего фильма в Африке, который теперь выходит на экраны под названием «Без названия». Картину завершила монтажер Главоггера Моника Вилли. Есть индийский фильм-казус «Незначительный человек» (режиссеры Кхушбу Ранка, Винай Шукла) — невероятная история с большим социальным подтекстом.