Глеб Фетисов: «Звягинцев, при всем своем творческом таланте, образец пунктуальности»
В конце 2016 года Глеб Фетисов зарегистрировал в Голливуде продюсерскую компанию Fetisoff Illusion Films Aldamisa Entertainment (сокращенно FIFA Entertainment). Название сложено из двух: Fetisoff Illusion, так называется российская компания Фетисова, и Aldamisa Entertainment, компания с таким названием уже много лет работает в Голливуде и принадлежит известному продюсеру Сергею Беспалову. Фетисов и Беспалов уже работали вместе над разными проектами, и теперь решили начать совместную деятельность на постоянной основе. В Голливуде пока формального объединения не произошло, но в России 17 мая 2017 года уже была зарегистрирована компания с точно таким же названием ООО «Фетисов Иллюзион Филмз Алдамиса Интертеймент», в которой 70% принадлежит Фетисову и 30% — Беспалову. Первым проектом объединенной компании станет фильм «Мария» с бюджетом более $50 млн, который будет сниматься в Ватикане на деньги мексиканца-католика Карлоса Слима, шестого в глобальном списке Forbes миллиардера с состоянием $54,5 млн. — Зачем вам понадобилось открывать компанию в Голливуде? — Идея была очень простая. Я серьезно об этом задумался после выхода «Аватара», когда фильм собрал больше миллиарда долларов. Цифра подействовала на меня магически. Я в 2012 году разговаривал непосредственно с Джеймсом Кэмероном, хотел купить у него права на книгу, чтобы снимать следующие фильмы. Кэмерон тогда не собирался снимать продолжение, он был в творческом поиске, но права не продал. Теперь он сам снимает «Аватар 2». — А как вы себя позиционировали, когда с ним разговаривали? У вас же не было тогда никакого опыта работы в киноиндустрии. — Я же инвестор и всегда позиционирую себя как инвестор. Какая разница, во что инвестировать? В предприятие, в отрасль или в права на книгу или фильм. Я инвестировал в пятнадцать различных отраслей, плохо связанных друг с другом. В металлургии, например, у меня было два крупных проекта — это Западно-Сибирский металлургический комбинат (сегодня входит в группу «Евраз»- Forbes) и Коршуновский ГОК (группа «Мечел» — Forbes) . Могу сказать, что только один-два из моих проектов были неуспешными. Мне кажется, я способен определять отрасли и проекты, которые могут принести доход и мне, и моим партнерам. — На начальном этапе вы разговаривали, например, со своим бывшим партнером Михаилом Фридманом, который очень любит кино и до недавнего времени владел сетью кинотеатров? — Михаил Маратович все-таки больше любит театр, как и Петр Олегович. Если говорить про кино, то в киноиндустрии есть несколько видов бизнеса. Первый связан с продюсированием. Второй — это прокатный бизнес, когда ты покупаешь сети кинотеатров и прокатываешь фильмы. В Америке запрещено владеть и тем, и другим. Если ты — продюсерская компания, ты не можешь быть дистрибуционной. Это понятно, иначе ты будешь прокатывать только свои фильмы. Михаил Маратович в свое время вложился именно в прокатный бизнес, они (инвестиционная компания «А1» — Forbes) купили сети «Кронверк Парк» и «Формулу кино» (в 2012 сети были объединены под маркой «Формула кино». В апреле 2017 «Формулу кино» приобрел Александр Мамут — Forbes). Я же хотел стать продюсером. Я решил заняться этим по одной простой причине — я верю в коммерческую ценность этого бизнеса. Первые проекты, которые я реализовал, были исключительно коммерческие: фильм «В спорте только девушки» не только полностью окупился, мы еще и заработали. Другой проект, который мы продюсировали вместе с Беспаловым]в 2013 — это «Chef» («Повар на колесах») Джона Фавро с Робертом Дауни-младшим, Дастином Хоффманом и Скарлетт Йоханссон. Фильм, в который было вложено $16 млн, собрал по Америке $31 млн, а по миру — $46 млн. — А сколько вы вложили в «Шефа»? Вы же не были самым крупным инвестором? — А я и не собираюсь быть самым крупным. У многих представление, что я инвестирую в кино. Это неправильное представление. Я являюсь продюсером. — И что конкретно вы делаете? — Продюсеры бывают разные, есть линейный продюсер, executive продюсер, просто продюсер, ассоциативный продюсер. Я для себя наметил два направления, в которых я бы хотел заниматься продюсированием. Первое — это быть креативным продюсером. Я считаю, у меня есть нюх на то, что следует выбирать. Многие люди пытаются выбирать то кино, какое им нравится. Я же стараюсь смотреть на универсальные сценарии, понятные зрителям в разных точках мира, имеющие прокатную перспективу во всем мире. И партнеров я стараюсь выбирать именно таких, которые готовы вкладывать свой продюсерский талант, ориентируясь исключительно на вкусовые пристрастия зрителей. После отбора сценария, важен выбор режиссера. Не в плане того, чтобы это была звезда. Звезда — это отлично, но наш режиссер, в первую очередь, должен быть талантливым и четким. Он должен понимать, что мы снимаем продюсерское кино, и никаких отклонений от бюджета, в утверждении которого он будет принимать самое деятельное участие, быть не может. У нас любое отклонение от бюджета — причина расстаться с режиссером. — Ваш партнер Сергей Беспалов был продюсером голливудского «Города грехов 2» Роберта Родригеса. Проект оказался убыточным — при бюджете $65 млн фильм собрал лишь $39 млн. С чем был связан такой провал? — В «Городе грехов 2» самая большая ошибка состояла в том, что бюджет отдали режиссеру. У них было желание привлечь Родригеса, про которого, мне кажется, все уже знают, что он из себя представляет, и как он работает. Ему разрешили делать все в соответствии с его творческим видением. В итоге получили отклонение на $30 млн от запланированного бюджета. Читать также: Миллиардеры и кино: кто дал деньги на «Город грехов 2» и «Обитаемый остров» — У вас такое не повторится? — Нет. Для меня неважно, чтобы режиссер был звездой, мне важно, чтобы это был крепкий профессионал, который четко понимает, что надо делать на съемочной площадке, и является там диктатором. И второе обязательное его качество — быть ровно таким же апологетом бюджета, как и продюсер. Режиссер должен быть с тобой в одной лодке, иначе жди беды от проекта. Его творческая составляющая в конечном счете всегда перевесит. Он добавит больше сцен, будет показывать дубли, в которых мы, как нормальные люди, просто не будем видеть разницы, а он будет объяснять, что солнце заходило, тень легла не так и еще что-нибудь. В нашей компании есть очень четкая договоренность — снимаем три дубля, а все последующие — за счет режиссера. Я вам честно скажу, это срабатывает моментально. Если не оговорить, будет и четвертый, и восьмой дубль. А если к тебе прилетели сниматься Арнольд Шварценеггер или Скарлетт Йоханссон, у которых очень жесткий график, то они будут сниматься ровно две недели, а потом помашут тебе ручкой. И если тянуть и размусоливать, не успеешь закончить съемки. А следующее окно у них, может быть, только через два года найдется. Смотреть также: Фоторепортаж со съемочной площадки российско-китайского фильма с участием Арнольда Шварценеггера и Джеки Чана — А как же авторское кино? Или фильм «Нелюбовь» Андрея Звягинцева был для вас последним? — Нет, конечно. Мы обязательно будем участвовать в подобных проектах. Но не надо путать авторское кино с коммерческим. Если хочешь создавать авторский фильм или инвестировать в него, ты должен понимать, что креативная составляющая является наиболее важной. — Значит на авторском кино зарабатывать не собираетесь? — Это практически невозможно. Но вернемся к вопросу о режиссерах. Звягинцев почему великий режиссер? Потому что при всем его исключительном творческом таланте, он еще и образец пунктуальности. Сказано, съемки будут такого-то числа, значит, съемки будут такого числа. И бюджет ни на копейку не будет больше. Об этой замечательной черте Андрея почему-то не говорят. — А каким, кстати, был бюджет фильма «Нелюбовь», и сколько вы в него вложили? — Это коммерческая тайна. (По данным Forbes, бюджет картины составил $6-7 млн, а Фетисов вложил $2-3 млн -Forbes) . Александр Роднянский принес сценарий, он мне очень понравился, и я стал первым инвестором фильма. За мной пришли европейские фонды. — Вы рассказали о первом направлении деятельности. Расскажите о втором. — У меня, как у человека хорошо знающего финансовый мир, есть идея создать фонд, который бы давал возможность инвесторам вложиться не в один фильм, а сразу в 5-10 фильмов, чтобы диверсифицировать риски. Думаю, в течение первого года мы поднимем $50 млн, дальше посмотрим. Читать также: Колонка Глеба Фетисова о том, зачем большому бизнесу большое кино Михаил Фридман Рейтинг Forbes: №7 Состояние: $14400млн Узнать подробнее Петр Авен Рейтинг Forbes: №24 Состояние: $4600млн Узнать подробнее Александр Мамут Рейтинг Forbes: №40 Состояние: $2500млн Узнать подробнее Глеб Фетисов Рейтинг Forbes: №80 Состояние: $1200млн Узнать подробнее Evraz Рейтинг Forbes: №8 Выручка за 2015 год: 537.6млрд руб. Узнать подробнее Мечел Рейтинг Forbes: №26 Выручка за 2015 год: 253.1млрд руб. Узнать подробнее