И мы идем с тобой в кино: все об актерской карьере Виктора Цоя
Рок-музыка и кино неизменно находились в одной плоскости. Но если на Западе рок-н-ролл никогда не попадал под запрет, то в СССР дело обстояло иначе. На экран советские рокеры попали, лишь когда идеологические барьеры затрещали под натиском перестройки. Сердца требовали перемен, а глаза героя. Им с легкой руки Рашида Нугманова и Сергея Соловьева стал лидер группы "Кино" Виктор Цой – таинственный нездешний бунтовщик и романтик. Сегодня, в день 55-тилетия со дня рождения Виктора Цоя, обозреватель M24.RU Алексей Певчев предлагает вспомнить основные киноэтапы лидера группы с самым "киношным" названием. Начало Первое появление Цоя на экране случилось в фильме "Йя-Хха" – документальной учебной работе студентов ВГИКа Рашида Нугманова, Тельмана Мамедова и Алексея Михайлова. Фильм был снят весной 1986 года за две недели. Материала было отснято очень много, но учебный формат подразумевал строгий хронометраж – съемки с трудом удалось втиснуть 40 минут. Поклонники группы "Кино" смотрели ленту с замиранием. Это была первая возможность увидеть Цоя на экране. Видео: YouTube/Виктор Цой Вторым фильмом с участием Цоя и "Кино" стал "Конец каникул", снятый киевским режиссером Сергеем Лысенко. Фильм снимался две недели, на выходе получилось несколько клипов на песни "Кино", объединенных одной сюжетной линией. Цою фильм не нравился, и он отзывался о нем только как о кинопробе. "Асса" В конце 1986 года Цой согласился на участие в фильме Сергея Соловьева "Асса", ставших его первым и одним из самых значительных появлений на экране. Роль эпизодическая, но появление Цоя в финальном эпизоде с песней "Перемен" стало началом массового культа. Кстати, на съемках "Ассы" Цой познакомился со своей будущей гражданской женой переводчицей и киноведом Натальей Разлоговой – сестрой киноведа Кирилла Разлогова. Съемки эпизода с участием Цоя проходили в парке Горького. Чтобы собрать массовку, ассистент режиссера Соловьева пустила слух, что в назначенное время состоится концерт группы "Кино". Никакой наружной рекламы, никаких объявлений, но результат получился ошеломительным: о концерте узнало несколько тысяч молодых людей со спичками и зажигалками – их поднимали по команде режиссера. Кстати, тогда перед "Кино" выступали "Звуки Му" под руководством Петра Мамонова – будущего партнера Цоя по фильму "Игла". Презентация "Ассы" в Москве в ДК МЭЛЗ вылился в огромный трехдневный фестиваль с участием "Кино", "Аквариума", "Браво" и других групп. Саундтрек к фильму вышел огромным тиражом на виниле и неоднократно допечатывался. "Рок" Первой значительной документальной лентой с участием Виктора Цоя, стал фильм Алексея Учителя "Рок". Бытовые зарисовки с участием популярных питерских рок-музыкантов имели огромный успех, хотя назвать фильм удачным сложно. Цой запечатлен в нем за работой в котельной "Камчатка", куда ушел работать в юности из протеста и где продолжал работать кочегаром, невзирая на пришедшую к нему известность. Впоследствии Цой говорил, что "фильм в целом нормальный, но в нем слишком много этих "Глеб, ты хочешь писать?", намекая на эпизоды с участием молодого Бориса Гребенщикова и его новорожденного сына. "Игла" Главной картиной с участием Цоя стала "Игла" Рашида Нугманова, с которым Виктор подружился еще во времена работы над фильмом "Йя-Хха". На киностудии "Казахфильм" картина уже была в работе, когда предыдущего режиссера сняли и предложили Нугманову спасти проект его, по желанию изменив сюжет и пригласив своих артистов. Нугманов позже рассказывал: "Я старался максимально освободить фильм (сцены, диалоги, сюжет) от какой-либо символики, сделать его наподобие пустого сосуда, который каждый зритель мог бы заполнить собственной интерпретацией". Саундтрек, собранный из песен с уже вышедшего блистательного альбома "Группа Крови" и готовящегося "Звезда по имени Солнце", и жесткий флер с закрытой до этого наркотической тематикой, сделали свое дело. Фильм стал лидером проката, удостоился множества призов, а фото самого Цоя украсило обложку главного печатного киноиздания СССР журнала "Советский экран". Кроме Цоя в фильме снялся лидер группы "Звуки Му" Петр Мамонов. Его песен в саундтреке нет, но если для Цоя этот фильм стал первым и последним, в котором он сыграл главную роль, то для Мамонова "Игла" стала началом успешной кинокарьеры, увы, приведшей к распаду его группы. После смерти В 2010 Рашид Нугманов выпустил фильм "Игла-Remix", призванный разъяснить некоторые эпизоды, оставшиеся за кадром в первом фильме. Для создания картины использовался материал, не вошедший в "Иглу", эпизоды из "Йя-Хха", видео из архива Натальи Разлоговой и уникальная компьютерная графика, воскрешающая главного героя в исполнении Виктора Цоя. Также в фильме сыграли и два актера из "Иглы" Петр Мамонов и Александр Баширов. Видео: YouTube/guru ken Продюсерами саундтрека к фильму стали композитор, один из создателей группы "Ленинград" Игорь Вдовин и бывший басист группы "Кино" Игорь Тихомиров, нашедший и оцифровавший кассеты с музыкой, оставшейся после записи саундтрека к "Игле". Также в фильм вошла ранее не известная песня Цоя – "Дети Минут", ее исполнил Вячеслав Бутусов. Главной музыкальной темой фильма стал ремикс на песню "Дальше действовать будем мы". После смерти Цоя выходил ряд документальных работ "Последний герой" и "Последний герой. Двадцать лет спустя" Алексея Учителя, "Солнечные дни" Джоанны Стингрей и Александра Липницкого, "Жизнь как кино" Ирины Ван и Сергея Холодного, "Еловая субмарина. Виктор Цой: Дети минут" Александра Липницкого, "Цой-"Кино" Евгения Лисовского по сценарию Натальи Разлоговой (в этом фильме впервые звучит ранее не издававшаяся песня Цоя "Атаман") и "Просто хочешь ты знать" Олега Флянцгольда. Последний из списка содержит массу интересного материала, в частности съемку тогда никому еще неизвестной певицы Земфиры, поющей песню на могиле Виктора Цоя. К сожалению, успеха фильм не получил.