Егор Морозов: психушка, ссылка, космос и другие роли

Рубрика «УрФО в лицах» — о жителях нашего округа, кто, как в песне, живет «одной судьбой» с Уралом не только физически, но и сердцем. Наш мобильный век позволяет раздвигать рамки места жительства, не отрываться от родного края и участвовать в его жизни. Именно так можно сказать об актере Егоре Морозове. Он коренной югорчанин, родился и вырос в пос. Половинка Кондинского района (ХМАО). Таланту своему Егор находит применение как в театре, так и в кино, и на родине: временами посещает Югорский госуниверситет, где ранее учился и начинал актерствовать, и делится творческим опытом с современными студентами. ОТРК «Югра» несколько лет назад сняло двухсерийный телефильм о побеге Льва Троцкого из Березова. Молодого идеолога большевизма сыграл Егор Морозов – в такие же трескучие морозы и на тех же улицах, где происходили те исторические события. Сегодня в творческом багаже актера — два десятка работ в кино и сериалах. Одна из недавних ролей – лейтенант метеослужбы в отечественной ленте «Время первых». Вместе с его персонажем хантымансийцы переживали, сможет ли удачно приземлиться космический аппарат, на борту которого – первый советский космонавт, вышедший в скафандре в открытый космос. Егор Морозов — очень открытый человек и с удовольствием общается с земляками, поэтому дал интервью для «Уральского меридиана». — Егор, фильм «Время первых» — для Вас он о чем? О политике, о науке, об авантюризме, о товариществе? — Для меня этот фильм — прежде всего, о людях. История человека, история дружбы, история человека в трудных, экстремальных условиях. И только потом уже — страна, космос, политика, наука… Тем, я думаю, и хорош этот фильм, что в нем есть настоящая история героя, реального человека. И большой плюс, что спецэффекты в фильме сделаны на высоком уровне, и можно наслаждаться не только историей и актерами, но и всем, что вокруг них на экране. — В последнее время тема космоса в мировом кино переживает возрождение. Как думаете, откуда этот возросший интерес? Интересен ли космос лично вам, и в каком аспекте? — Космос – нереально благодарная почва для полета фантазии сценаристов и тех, кто делает визуальные эффекты! Да еще и состязание технологий — кто кого переплюнет! Джеймс Кэмерон говорил, что идея «Аватара» десять лет была у него в голове и он лишь ждал появления технологий и съемочной техники, подходящих для воплощения замысла в жизнь. Хотя я ни в коем случае не считаю, что раньше фантастика была ужасной — я сам вырос на Джордже Лукасе и его «Звездных войнах». Наука движется вперед, проникая все глубже и глубже в эту звездную бездну… Я недавно прочел книгу Стивена Хокинга «Краткая история времени» — и сразу захотелось приобщиться к этой теме, хоть как-то поучаствовать в знакомстве с космосом! А как это сделать актеру? И вот удача — я во «Времени первых» давал старт ракете с космонавтами на борту. Хочу ли я в космос? Хочу, а кто не хочет? Я по натуре исследователь. — Вам в этом фильме довелось работать со звездами отечественного кинематографа. Расскажите о съемках. Как работалось с актерами, как сказалась на процессе съемок смена режиссеров, о которой мы знаем из прессы? — Отвечаю на последний вопрос: Дима Киселев – замечательный, высокопрофессиональный режиссер. В команде с Владимиром Баштой они сделали отличное кино. С Юрием Быковым я не работал, пришел на картину позже. Но думаю, что если бы кино делал Быков, оно бы получилось другим, вот и все. С партнерами по съемке мне повезло, это верно. А закулисье — всегда хочется узнать о нем, верно? Насколько мне известно, Евгений Витальевич Миронов (исполнитель главной роли и продюсер фильма – прим. ред.) готовит фильм о фильме для широкого зрителя, так что ждите видео в сети! На площадке собралась по-настоящему дружная и позитивная команда актеров. Это самое важное, как я уже понял, – когда на площадке атмосфера КОМАНДЫ, когда все аплодируют после удачного дубля… Владимир Ильин очень душевный человек, с ним мы замечательно общались вне кадра. Сердечный, трепетный и очень скрупулезный актер. — Удалось ли пообщаться с самим Алексеем Леоновым, который был и героем рассказанной истории, и консультантом фильма? Побывали при подготовке к фильму на настоящих объектах космической индустрии? — Алексея Архиповича я увидел на премьере фильма, он был с женой. Сумасшедшая в нем энергия! В его возрасте (83 года – прим. ред.) — так активно ходить, говорить, знакомиться, общаться! Лично мы не познакомились, увы, но я был с ним в одном зале, слушал его речь… Настоящий человек — Алексей Леонов. В ходе одного из съемочных дней на военной базе, я видел «крылатую лабораторию» — тот самый огромный самолет, где создавалась космонавтам имитация невесомости для тренировок. Он нам даже пару дублей испортил своим взлетом. — На мой взгляд, экипаж Леонова-Беляева, по сути, делает примерно то же, что и троица беглецов из психбольницы в другом вашем фильме — «Я был здесь», где вы сыграли ведущую роль. Оставить после себя след – вот их цель. На какие размышления наталкивали эти съемки? Так ли важно волноваться о том, узнают о вас потомки или нет? — Это был мой дебют в профессиональном кино, я только-только стал студентом ГИТИСа, и моя одногруппница посоветовала своей подруге, режиссеру Ксении Адаменко, попробовать меня на роль в этом фильме. Меня привлекла искренность этих сумасшедших, которые во что бы то ни стало идут к своей цели. В чем-то мне казалось, я сродни этому персонажу. Мне понятно его стремление остаться в истории. Даже не так: они хотели не сделать что-то великое – но просто чтобы мир знал, что они есть. Безвестность — страшная участь для них. Я думаю, лицедейство, актерское искусство — оно помогает не кануть в лету. Это способ остаться, быть здесь. Такой вот странный способ – выворачивать себя наизнанку. Все время стресс, все время предел… Такова плата. Плата за «быть здесь» — для кого-то больше, а для кого-то меньше. Важно ли волноваться, узнают ли потомки?.. Наверно, главное, чтобы твои близкие тебя помнили. Родители, дети, любимая, друзья. Все, кто дорог. Вот недавно ушел из жизни мой мастер, актер и педагог Альберт Леонидович Филозов. Но он оставил след в этой профессии. И я буду его помнить как великого актера, как моего мастера, как моего наставника, как человека добрейшей души и абсолютно интеллигентного мужчину. Для актера важно, чтобы помнили его и его работы. — Егор, на странице в «контакте» написано, что вас вдохновляют боль и радость, а о себе говорите «могу больше, чем могу». Что значат эти фразы? Бывали ли в реальности такие моменты? — Я писал их несколько лет назад. Хотел емко и коротко сказать что-то о себе для тех, кто зайдет ко мне, — и для самого себя, разумеется, чтобы не забывать. Вдохновение для меня — это всегда очень осязаемое самочувствие. В актерской профессии, по-моему, только что-то реальное, своя боль или своя радость, может вдохновить. Расставание, смерть, рождение, первая любовь, потрясающее свидание, прыжок с самолета, и другие мощные вещи, плохие и хорошие. Только так можно играть честно. По-другому можно, наверное, но это не мой способ. «Могу больше, чем могу» — это мое ощущение себя. Я знаю, что во мне есть скрытые еще таланты и возможности. Я хочу их реализовывать. Сейчас у меня в планах — освоить верховую езду. Никогда этого не делал, но думаю, смогу! — Вы не оставляете Ханты-Мансийск, не так давно мастер-класс для студентов проводили. По сравнению со студенческими годами – чаще на улицах здороваться приходится или, наоборот, реже? Как вам город и люди, видны ли какие-то перемены? Как студенчество югорское изменилось за десять лет? — Вы думаете, что меня настигла такая степень узнаваемости? Пока я в основном со знакомыми и друзьями здороваюсь на улицах, но в Ханты-Мансийске со мной здоровались и новые люди, которые что-то про меня знают, и студенты ЮГУ, для которых я проводил занятия. Город меняется, строится с неимоверной скоростью, много новых домов и даже районов, которых я раньше не видел ни разу! Нечасто я летаю на малую родину. Про молодежь — честно будет сказать, что мы были мы, а нынешние студенты — они такие, какие есть. Я как мог попробовал помочь им узнать что-то, чего мне и моим друзьям самим не хватало, когда я учился в ЮГУ и занимался в театре-студии «Отдыхай». Я бы хотел еще приехать: занимаясь с ребятами, я и сам как-то точнее понимать начал некоторые аспекты разных методик актерской игры. — Как в последние годы складывается ваша театральная судьба? Какие планы на будущее на сцене и в кино? — Я актер еще очень молодой по опыту и по годам. Хотя наш мастер И.Л. Райхельгауз (в РАТИ–ГИТИС – прим. ред.) всегда нам говорил, что мы уже старые. Сейчас больше хожу на пробы и снимаюсь, чем играю в театре. На то есть свои причины, это такой вот этап в моей профессиональной деятельности, и игра на камеру, игра на съемочной площадке мне интереснее, чем театральное существование. Но может, все еще поменяется! Знаете, моя профессия — она как перекати поле, сегодня тут, а завтра там. И как у спортсменов – у кого-то способности к штанге, а кто-то очень хорошо бегает, плавает или фехтует, а кто-то в шахматах бог. Понимаете? На театре не сходится актерская жизнь. Есть много всевозможных разных уровней или плоскостей работы, хотя театр — безусловно, основа актерского мастерства.

Егор Морозов: психушка, ссылка, космос и другие роли
© Уральский меридиан