22 фильма ММКФ, которые надо посмотреть
Выбор Ксении Рождественской 22 июня открылся 39-й Московский международный кинофестиваль. Из внушительного количества фильмов Ксения Рождественская выбрала те, на которые стоит пойти обязательно Фильм открытия Бахубали: Завершение, 2017 С.С. Раджамули Фестиваль бескомпромиссно открылся грандиозным фэнтези-эпосом. Во второй части рекордсмена индийского проката -- примерно то же, что и в первой: гордые красивые люди со сверхчеловеческими способностями, гейзеры крови, зависть, любовь, борьба за трон и такие битвы, что все нынешние супергерои должны брать уроки у "Бахубали". Для тех, кто не видел первую часть, в фильм предусмотрительно вставлены флешбэки. Для тех, кто хочет еще индийского кино,-- целая программа на ММКФ. Спектр Порту Гейб Клингер, 2016 Синефильская элегия, спродюсированная Джимом Джармушем, в которой одну из своих последних ролей сыграл Антон Ельчин ("Выживут только любовники", "Терминатор: Да придет спаситель"). Историю случайной встречи американца и француженки в Португалии режиссер и кинокритик Гейб Клингер снимает в трех версиях на разные пленки -- 16 мм, 35 мм и супер-8, и романтическая история оказывается рассказом о том, как по-разному работают воспоминания. «Каро 11 Октябрь», 24 июня, 22.15 Летний «Пионер» в парке Сокольники, 27 июня, 21.45 Приключения медведя Бригсби Дейв Маккери, 2017 Социальный эксперимент на живых людях и игрушечных медведях: героя до 25 лет воспитывали в бункере псевдородители, выкравшие его когда-то из роддома и все эти годы снимавшие для него утешительное шоу о медведе Бригсби. Выбравшись из бункера, герой обнаружил, что в большом мире никакого медведя Бригсби не существует, и единственный выход для него -- создать такое шоу самому. Инди-драма в духе заторможенного Мишеля Гондри -- дебют режиссера "Saturday Night Live" Дейва Маккери, успевший поучаствовать в фестивале "Сандэнс" и в Неделе критики Канна-2017. Главную роль исполняет звезда SNL комик Кайл Муни. Летний кинотеатр Garage Screen, 24 июня, 22.00 «Каро 11 Октябрь», 25 июня, 22.30 Время для жизни Дан Баккер, 2017 Экспериментальная комедия по-голландски -- пришельцы, рыцари, психотерапевты, путешествия во времени, чрезмерное потребление молока и ветчины на семейных сборищах, и все это в печальном абсурдистском северном стиле. Дебют из роттердамской программы, фильм Дана Баккера состоит из четырех новелл о кризисе мужественности. Главное, не отчаяться уже на первой из них, обнаружив, что ее герой -- белая точка на красном фоне. «Каро 11 Октябрь», 23 июня, 15.15 и 28 июня, 13.00 Специальные показы Ван Гог. С любовью, Винсент Дорота Кобеля и Хью Уэлчман, 2017 Уникальный польско-британский анимационный фильм: технология захвата движения тут использована для того, чтобы вписать актеров в картину маслом. Точнее, в 62 450 картин -- именно столько кадров в этом фильме. 85 художников, участвовавших в проекте, перерисовали живых актеров в стиле Ван Гога, чтобы рассказать историю о его жизни и смерти. «Каро 11 Октябрь», 28 июня, 22.00 Государственная Третьяковская галерея, 29 июня, 20.30 Норман: умеренный взлет и трагическое падение нью-йоркского посредника Йосеф Сидар, 2016 Ричард Гир играет в этой комедии ньюйоркца Нормана, делового человека, который сводит нужных людей друг с другом. Сделав одному начинающему израильскому политику недешевый подарок, Норман обеспечивает себе карьерный взлет, а чем это кончится, можно догадаться из названия фильма. Критики в один голос говорят, что в фильме израильского режиссера Йосефа Сидара, лауреата Берлинского и Каннского кинофестивалей, Ричард Гир сыграл лучшую свою роль. ЦДК, 25 июня, 21.30 «Каро 11 Октябрь», 26 июня, 22.30 Время женщин О, Люси Ацуко Хираянаги, 2017 Фильм из Недели критики Каннского кинофестиваля этого года, комедия об одиноких сердцах и разных менталитетах. Преподаватель английского в Токио (Джош Хартнетт), чтобы как-то растормошить своих студентов, дает им американские имена и заставляет носить парики. Немолодая застенчивая японка, которой достались белый парик и имя Люси, влюбляется в своего преподавателя, но тот внезапно возвращается в Америку. Фильм вырос из короткометражки, которая три года назад получила кучу наград, в том числе приз жюри "Сандэнса". Летний кинотеатр Garage Screen, 26 июня, 22.00 «Каро 11 Октябрь», 28 июня, 22.45 Эйфория окраины О теле и душе Ильдико Эньеди, 2017 Редкий случай, когда фильм получает на фестивале и главный приз, и приз критики, и приз экуменического жюри. В этом году так произошло на Берлинале с фильмом "О теле и душе" -- романсом о влюбленных, работающих на скотобойне. Когда выясняется, что герои видят одинаковые сны -- во сне они олени в волшебном заснеженном лесу,-- они решают присмотреться друг к другу наяву. Триумфальное возвращение в актуальное поле венгерского режиссера Ильдико Эньеди, получившей "Золотую камеру" в Канне-1989 за дебют "Мой XX век" и не снимавшей полнометражные фильмы последние 18 лет. «Каро 11 Октябрь», 28 июня, 22.00 След зверя Агнешка Холланд, 2017 Пани Душейко, довольно безумная седовласая зоозащитница, живущая в деревне на польско-чешской границе, расследует серию странных убийств браконьеров, которые живут в ее деревне. Пани Душейко уверена, что убивает их не человек, а сама природа. Феминистско-экологический триллер оборачивается то мистикой, заставляя вспомнить про "Твин-Пикс", то чистым детективом, превращая героиню в мисс Марпл. Сама Агнешка Холланд, классик польского кино, говорит, что, снимая фильм, думала о Тарантино и волшебных сказках. «Каро 11 Октябрь», 23 июня, 22.00 Летний кинотеатр Garage Screen, 28 июня, 22.00 Аргентинское кино. Возвращение Юг Фернандо Соланас, 1988 Фернандо Соланас -- один из основоположников "третьего кинематографа", воображаемого интернационала партизанских фильмов, которые должны превратить зрителя из пассивного потребителя в активного участника политической жизни. 1983 год, Буэнос-Айрес. Диктатура пала, и герой, Флореаль, выходит из тюрьмы. Его не было пять лет -- жена нашла новую любовь, друзья погибли, город стал другим. Режиссер говорил, что идея "Юга" пришла к нему, когда он вернулся на родину после восьми лет вынужденной эмиграции. Фильм получил в Канне приз за режиссуру. Государственная Третьяковская галерея, 24 июня, 20.30 «Каро 11 Октябрь», 25 июня, 16.15 Фильмы, которых здесь не было 120 ударов в минуту Робен Кампийо, 2017 Один из фаворитов Каннского кинофестиваля этого года, получивший в итоге гран-при жюри. Кампийо известен в первую очередь как сценарист фильма "Класс", награжденного в Канне-2008 "Золотой пальмовой ветвью". Фильм "120 ударов в минуту", снятый в той же полудокументальной манере, рассказывает о любви двух активистов парижского отделения организации Act Up, которая в начале 90-х занималась борьбой за права ВИЧ-инфицированных. «Каро 11 Октябрь», 24 июня, 22.30 Летний «Пионер» в Парке Горького, 26 июня 21.45 Фантастическая женщина Себастьян Лелио, 2017 За свой четвертый полнометражный фильм чилиец Себастьян Лелио от жюри Берлинале-2017 получил приз за режиссуру, а от критики -- неизбежные сравнения с Альмодоваром. Героиня фильма, Марина, официантка и певица, живет с любимым человеком, бизнесменом, который гораздо старше ее. Когда он внезапно умирает, Марина становится изгоем: выясняется, что она трансгендер, и никто не верит, что ее можно было полюбить. Главную роль здесь блестяще сыграла актриса-трансгендер Даниэла Вега. «Каро 11 Октябрь», 25 июня, 22.45 и 27 июня, 19.15 Впусти солнце Клер Дени, 2017 Романтическая комедия о том, что секс и любовь -- разные вещи, а Жюльетт Бинош вечно молода. Актриса играет художницу, которой хочется любви, а достается лишь секс. И помочь ей не может даже экстрасенс (Жерар Депардье). Это самый нежный фильм жесткой Клер Дени, хотя к финалу главная героиня никакой нежности уже не вызывает. «Каро 11 Октябрь», 27 июня, 23.00 Летний «Пионер» в Парке Горького, 28 июня, 21.45 Восемь с половиной фильмов Смерть Людовика XIV Альберт Серра, 2016 Легенда французской "новой волны" Жан-Пьер Лео играет короля-солнце, со смертью которого закончилась эпоха абсолютизма. Несколько лет назад парижский Центр Помпиду попросил каталонца Альберта Серра организовать перформанс: Лео в роли Людовика должен был "умирать" перед посетителями музея в стеклянной клетке. Перформанс отменили, и режиссер решил снять фильм о медленной агонии короля. Серра в этом году вошел в жюри Московского международного кинофестиваля. Государственная Третьяковская галерея, 23 июня, 20.30 «Каро 11 Октябрь», 28 июня, 19.45 Женщина, которая ушла Лав Диас, 2016 Авангардная низкобюджетная драма культового филиппинского режиссера, "Золотой лев" Венецианского фестиваля, вольное продолжение рассказа Льва Толстого "Бог правду видит, да не скоро скажет". Героиня отсидела 30 лет в тюрьме за убийство, которого не совершала, и теперь собирается отомстить заказчику убийства. Это самый короткий из всех фильмов Лава Диаса -- он идет всего лишь 3 часа 47 минут. «Каро 11 Октябрь», 25 июня, 20.30 Государственная Третьяковская галерея, 27 июня, 15.00 Программа восстановленных фильмов Балалайка шоу Аки Каурисмяки, 1994 Культовое "рокументари" о выступлении в Хельсинки группы "Ленинградские ковбои" -- с этими их идиотскими прическами, дурацкими ботинками, темными очками -- и хора Александрова. Они поют "Делайлу", "Калинку" и "Sweet Home Alabama". Аки Каурисмяки, тогда еще никакой не классик, сделал о "Ленинградских ковбоях" несколько фильмов, все они восхитительно абсурдны, а этот -- абсурднее всех. Здесь же, на ММКФ, покажут новый фильм Каурисмяки, "По ту сторону надежды" -- он вошел в программу "Эйфория окраины". «Каро 11 Октябрь», 24 июня, 16.15 Государственная Третьяковская галерея, 25 июня, 13.00 Ночи страха Замена Норберт Кейл, 2017 Малобюджетный дерматологический хоррор в духе Кроненберга и "Неонового демона". У юной героини слишком быстро сохнет и стареет кожа. Но когда выясняется, что все излечимо и нужно просто заменить свою кожу чьей-нибудь еще, драма о телесности и ускользающей красоте превращается в кровавое зверство. «Каро 11 Октябрь», 26 июня, 22.45 «Космос», 27 июня, 19.00 Ретроспектива Евгения Юфита Папа, умер Дед Мороз Евгений Юфит, 1991 Первый полнометражный фильм главного некрореалиста Евгения Юфита, снятый на Студии первого и экспериментального фильма Алексея Германа. Биолог, пишущий о мыши-бурозубке, мертвецы, бюрократы, деревенские пейзажи, долгое дикое молчание героев -- считалось, что это экранизация "Семьи вурдалака" А.К. Толстого, но на самом деле "Папа..." больше похож на экранизацию прозы Андрея Платонова или даже стихов Велимира Хлебникова. Чистая магия кино. Государственная Третьяковская галерея, 24 июня, 13.00 Документальный конкурс Молчание Адрианы Лиссетт Ороско, 2017 Документальный политический детектив. Адриану, любимую тетю режиссера Лиссетт Ороско, внезапно арестовывают и обвиняют в том, что во времена Пиночета она работала на управление национальной разведки. Лиссетт берется расследовать эту историю. Под грохот скелетов, которые неизбежно начинают сыпаться из семейных шкафов, с той же неизбежностью вспоминается "Исправленное издание" Петера Эстерхази -- главное высказывание на ту же тему в мировой литературе. «Каро 11 Октябрь», 28 июня, 19.15 ЦДК, 29 июня,15.00 Опера Жан-Стефан Брон, 2017 Страстная симфония о том, как устроена Парижская опера -- на сцене, за сценой и над сценой. Из ироничных документальных портретов складывается не стандартный "фильм-концерт", а возвышенный триллер о тяжелой работе. Один из главных героев -- Михаил Тимошенко, юный бас-баритон, который только что прибыл в оперу и пока что не знает, как тут все устроено. «Каро 11 Октябрь», 23 июня, 19.00 и 24 июня, 14.00 Последний вальс Юлия Бобкова, 2017 "Вальс Комарово", впервые звучащий в этом документальном экзистенциальном роуд-муви, действительно стал последним произведением композитора Олега Каравайчука, питерского гения места. Прогулка с Каравайчуком по Комарово -- это путешествие по уходящей натуре, по чуждому, чужому пространству, утыканному камерами слежения. Идею фильма подсказал сам Каравайчук. «Каро 11 Октябрь», 24 июня, 19.00 ЦДК, 27 июня, 19.00 Открытие: Сегодня о Корее История нашего дома Ри Юн Хо, Ха Йонг Ги, 2016 Настоящее кино из Северной Кореи, основанное на реальной (вроде бы) истории о девушке-школьнице, которой пришлось приглядывать за братьями и сестрами, когда умерли их родители. Девушка не может участвовать в математическом конкурсе, отказывается от всех собственных устремлений и усыновляет еще четверых детей. Помимо антропологического любопытства, присутствие программы северокорейских фильмов на ММКФ будто бы намекает на что-то. Впрочем, намек туманный, и уловить его трудно. «Каро 11 Октябрь», 25 июня, 19.15 Полная программа и расписание показов на сайте фестиваля