Ещё
Покемон. Детектив Пикачу
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Джон Уик 3
Боевик, Триллер
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Дом, который построил Джек
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Отпетые мошенницы
Комедия
Купить билет
В метре друг от друга
Мелодрама
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Большое путешествие
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Миллиард
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Нуреев. Белый ворон
Биография, Драма
Купить билет
Маугли дикой планеты
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Миа и белый лев
Приключение, Семейный
Купить билет
Отель Мумбаи: Противостояние
Исторический, Триллер, Драма
Купить билет
Пылающий
Детектив, Драма
Купить билет
Братство
Триллер, Военный
Купить билет
Букашки 2
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Щенячий патруль и Нелла, отважная принцесса
Мультфильм, Приключение
Купить билет
На Париж
Исторический, Комедия, Военный
Купить билет
Варавва
Биография, Исторический, Драма
Купить билет
Коридор бессмертия
Драма, Военный
Купить билет

«Мы, русские, балалайку не ценим». Как не утратить музыкальный бренд России 

Фото: АиФ
23 июня отмечается Международный день балалайки. Корреспондент «АиФ-Черноземье» поговорил с профессором Воронежского института искусств Иваном Иншаковым о сердце, душе и безграничных возможностях самого народного инструмента.
Усердие — с детства
Анастасия Ходыкина, «АиФ-Черноземье»: Иван Викторович, как вы отмечаете Международный день балалайки?
Иван Иншаков: Традиционно — концертами. В музыкальном колледже, где я тоже работаю, уже выступал наш ученический ансамбль «Юные воронежские балалаечники».
Вообще, игру на балалайке сейчас преподают во всех детских музыкальных школах, средних учебных заведениях и даже институтах искусств. При этом в Воронеже, например, есть только один профессиональный ансамбль «Балалайка», и в нём всего четыре музыканта — играют на балалайке-приме, балалайке-альте, контрабасе и баяне. Тем не менее среди наших выпускников немало известных балалаечников: Егор Корещиков — солист, лауреат международного конкурса «Кубок Севера», Андрей Горбачёв — лауреат многих конкурсов, профессор и завкафедрой академии им. Гнесиных в Москве, недавно он выступал в Карнеги-холле. Владимир Болдырев тоже окончил музыкальную школу и училище в Воронеже, сейчас он профессор академии им. Гнесиных. Очень известен балалаечник Александр Сорокин — солист «Воронежских девчат».
— С какого возраста можно начинать учиться игре на балалайке?
— Лет с 5-6. Позже учить детей играть на балалайке, как и на любом другом музыкальном инструменте, тяжело, ребёнку нужно ещё до школы показать, что инструмент для него — самый важный в жизни. Ведь чтобы стать музыкантом, надо очень много работать. В старшем возрасте привить любовь к музыке и усердие уже трудно.
Многие выпускники региональных музучилищ уезжают учиться дальше в Москву. А в Воронеже учатся студенты из Владивостока, Саратова, Орла. У меня в музыкальном училище учились китаянка и француз. Закончили и продолжают заниматься. Купили здесь инструменты, взяли много нотного текста. Но надо отметить, что не только в столице есть хорошие мастера балалайки, появились они и в Китае — причём те инструменты, которые я видел, оказались даже лучше российских.
Ход королевой
— Расскажите о самых ярких выступлениях вашего ансамбля?
— В 2013 году мы давали большой сольный концерт в Москве в зале академии им. Гнесиных, не раз выступали в зале им. Чайковского с оркестром русских народных инструментов им. Осипова под руководством народного артиста Николая Калинина. Несколько раз «Юные воронежские балалаечники» играли с Воронежским симфоническим оркестром. Это очень редкое событие, чтобы балалайка вместе с симфоническим оркестром играла классику. Юные музыканты получили бесценный опыт.
Но самые яркие выступления были в костёлах в Лондоне: там великолепно звучала классика — Моцарт, Вивальди, Перголези. В начале 1990-х годов мы пять раз были в Англии. А в 1991 году выступали на благотворительном концерте перед самой королевой Великобритании, и символично, что это произошло ровно через 100 лет после того, как перед английским королём играл известный просветитель балалайки Василий Андреев. И пусть наше выступление было коротким — всего 3,5 минуты, но это было потрясающе! Все слушали нас с восторгом, королева Англии хлопнула 64 раза!
Думал, вернёмся домой героями, но лишь одна ведущая на ТВ в 1991 году заинтересовалась нашим успехом и сделала о поездке ряд передач. На родине это оказалось неинтересным. С «перестройкой» вообще всё русское стало глохнуть. По городу ходите — какая музыка звучит? А в Средней Азии, на Ближнем Востоке, вообще за границей на первом месте — национальная музыка.
Но разве нам, в России, нечего показать? В советское время хотя бы раз в неделю по радио и телевидению транслировались специальные передачи — играл оркестр народных инструментов. Сейчас они не популярны. Но оркестры народных инструментов существуют. Есть они и в Липецке, и в Орле, и в Тамбове. А вот в Воронеже почему-то нет. Наших балалаечников не приглашают на городские фестивали, хотя нам есть чем удивить публику.
Почему не ценим?
— О безграничных возможностях инструмента выражать чувства пела когда-то Алла Пугачёва «И тебе, тебе одному о своей любви пробалалаю». Но как давно появилась у нас балалайка?
— Первое упоминание о балалайке датировано 13 июня 1688 года, когда в участок в Москве были доставлены два крестьянина Савка и Ивашка, которые ехали на извозчичьей лошади, пели песни, играли на балалайке и бранили караульных стрельцов. Но та балалайка существенно отличалась от теперешней: она была слабой, маленькой, двухструнной, с пятью ладами.
Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам Иванову, Пасербскому, Налимову и др. Так, в конце XIX века появилось целое семейство балалаек — пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас, что стало основой русского народного оркестра.
Многие считают, что на балалайке можно исполнять разве что частушки. Но это неверно: балалайка — очень сложный и интересный музыкальный инструмент, стоящий в одном ряду с другими классическими инструментами. На ней можно сыграть практически всё — в том числе любую классику. И по сей день я не могу объяснить, почему я полюбил балалайку. Это наше — исконное русское, наша история, наши традиции, наше прошлое и настоящее, в ней сердце и душа. Во многих странах любят балалайку! На ней играют в Индии, Японии, Америке, Израиле, Германии, Чехии, Англии и даже Ливане. А мы сами балалайку не ценим. Нужно популяризировать наш российский бренд.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео