Войти в почту

«Мы, русские, балалайку не ценим». Как не утратить музыкальный бренд России

23 июня отмечается Международный день балалайки. Корреспондент «АиФ-Черноземье» поговорил с профессором Воронежского института искусств Иваном Иншаковым о сердце, душе и безграничных возможностях самого народного инструмента. Усердие — с детства Анастасия Ходыкина, «АиФ-Черноземье»: Иван Викторович, как вы отмечаете Международный день балалайки? Иван Иншаков: Традиционно — концертами. В музыкальном колледже, где я тоже работаю, уже выступал наш ученический ансамбль «Юные воронежские балалаечники». Вообще, игру на балалайке сейчас преподают во всех детских музыкальных школах, средних учебных заведениях и даже институтах искусств. При этом в Воронеже, например, есть только один профессиональный ансамбль «Балалайка», и в нём всего четыре музыканта — играют на балалайке-приме, балалайке-альте, контрабасе и баяне. Тем не менее среди наших выпускников немало известных балалаечников: Егор Корещиков — солист, лауреат международного конкурса «Кубок Севера», Андрей Горбачёв — лауреат многих конкурсов, профессор и завкафедрой академии им. Гнесиных в Москве, недавно он выступал в Карнеги-холле. Владимир Болдырев тоже окончил музыкальную школу и училище в Воронеже, сейчас он профессор академии им. Гнесиных. Очень известен балалаечник Александр Сорокин — солист «Воронежских девчат». — С какого возраста можно начинать учиться игре на балалайке? — Лет с 5-6. Позже учить детей играть на балалайке, как и на любом другом музыкальном инструменте, тяжело, ребёнку нужно ещё до школы показать, что инструмент для него — самый важный в жизни. Ведь чтобы стать музыкантом, надо очень много работать. В старшем возрасте привить любовь к музыке и усердие уже трудно. Многие выпускники региональных музучилищ уезжают учиться дальше в Москву. А в Воронеже учатся студенты из Владивостока, Саратова, Орла. У меня в музыкальном училище учились китаянка и француз. Закончили и продолжают заниматься. Купили здесь инструменты, взяли много нотного текста. Но надо отметить, что не только в столице есть хорошие мастера балалайки, появились они и в Китае — причём те инструменты, которые я видел, оказались даже лучше российских. Ход королевой — Расскажите о самых ярких выступлениях вашего ансамбля? — В 2013 году мы давали большой сольный концерт в Москве в зале академии им. Гнесиных, не раз выступали в зале им. Чайковского с оркестром русских народных инструментов им. Осипова под руководством народного артиста Николая Калинина. Несколько раз «Юные воронежские балалаечники» играли с Воронежским симфоническим оркестром. Это очень редкое событие, чтобы балалайка вместе с симфоническим оркестром играла классику. Юные музыканты получили бесценный опыт. Но самые яркие выступления были в костёлах в Лондоне: там великолепно звучала классика — Моцарт, Вивальди, Перголези. В начале 1990-х годов мы пять раз были в Англии. А в 1991 году выступали на благотворительном концерте перед самой королевой Великобритании, и символично, что это произошло ровно через 100 лет после того, как перед английским королём играл известный просветитель балалайки Василий Андреев. И пусть наше выступление было коротким — всего 3,5 минуты, но это было потрясающе! Все слушали нас с восторгом, королева Англии хлопнула 64 раза! Думал, вернёмся домой героями, но лишь одна ведущая на ТВ в 1991 году заинтересовалась нашим успехом и сделала о поездке ряд передач. На родине это оказалось неинтересным. С «перестройкой» вообще всё русское стало глохнуть. По городу ходите — какая музыка звучит? А в Средней Азии, на Ближнем Востоке, вообще за границей на первом месте — национальная музыка. Но разве нам, в России, нечего показать? В советское время хотя бы раз в неделю по радио и телевидению транслировались специальные передачи — играл оркестр народных инструментов. Сейчас они не популярны. Но оркестры народных инструментов существуют. Есть они и в Липецке, и в Орле, и в Тамбове. А вот в Воронеже почему-то нет. Наших балалаечников не приглашают на городские фестивали, хотя нам есть чем удивить публику. Почему не ценим? — О безграничных возможностях инструмента выражать чувства пела когда-то Алла Пугачёва «И тебе, тебе одному о своей любви пробалалаю». Но как давно появилась у нас балалайка? — Первое упоминание о балалайке датировано 13 июня 1688 года, когда в участок в Москве были доставлены два крестьянина Савка и Ивашка, которые ехали на извозчичьей лошади, пели песни, играли на балалайке и бранили караульных стрельцов. Но та балалайка существенно отличалась от теперешней: она была слабой, маленькой, двухструнной, с пятью ладами. Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам Иванову, Пасербскому, Налимову и др. Так, в конце XIX века появилось целое семейство балалаек — пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас, что стало основой русского народного оркестра. Многие считают, что на балалайке можно исполнять разве что частушки. Но это неверно: балалайка — очень сложный и интересный музыкальный инструмент, стоящий в одном ряду с другими классическими инструментами. На ней можно сыграть практически всё — в том числе любую классику. И по сей день я не могу объяснить, почему я полюбил балалайку. Это наше — исконное русское, наша история, наши традиции, наше прошлое и настоящее, в ней сердце и душа. Во многих странах любят балалайку! На ней играют в Индии, Японии, Америке, Израиле, Германии, Чехии, Англии и даже Ливане. А мы сами балалайку не ценим. Нужно популяризировать наш российский бренд.

«Мы, русские, балалайку не ценим». Как не утратить музыкальный бренд России
© АиФ