Кино по субботам #128
В этой подборке прекрасно всё: авторский слог, фильмы, актеры. Каждая картина дорога сердцу редакции, так что это не какая-то рекомендация ради наполнения рубрики, а совет от самого сердца. 1. «Чистилище», 1997 В 90-х, в разгар Первой чеченской Александр Глебович Невзоров отправился в эпицентр событий, чтобы снять самый искренний и натуралистичный репортаж о войне. Было показано всё как есть: умирающие солдаты, матерящиеся прапорщики, апокалиптическая разруха и нескрываемый страх. Название для репортажа выбрали самое что ни на есть подходящее — «Ад. Потом он снял художественный фильм, который назвал «Чистилище», ведь рая на войне быть не может. Но это чистилище — самый настоящий ад. Мелочам уделено большое внимание, поэтому так много вытекающих глаз, поэтому показана шокирующая сцена, где убитых солдат хоронят танком, — просто раскурочивают и втаптывают останки в землю. Для тех, кто участвовал в реальных военных конфликтах, здесь нет ничего удивительного, но мирных жителей подобная откровенность пугает. Фильм как раз и является мнением человека, который видел все зверства воочию и, по его утверждениям, даже убивал. Поэтому, когда видишь, как кишки наматываются на гусеницы, сразу хочется ненавидеть Пашу Грачева и всех тех паскуд, которые послали молодых пацанов, до этого красящих лавки в части, отбивать город. Фильм максимально основан на реальных событиях. Штурм больничного комплекса действительно имел место быть. Озверевшие наемники действительно отрезали головы и яйца взятым в плен пацанам, распинали их. И у каждого персонажа в этом фильме был реальный прототип: и у танкиста Игоря Григоращенко, и у «Кобры», того самого спецназовца, который после каждого слова говорил «на». Еще это, пожалуй, единственная по-настоящему серьезная роль Дмитрия Нагиева. Это не Люся Задова, это действительно роль сложная. Глядя на этот апофеоз войны, на кадры, которые только придают реалистичности, понимаешь, какое же это было паскудство. Эх, пацаны... 2. «Монтевидео: Божественное видение» (Montevideo, Bog te video!), 2015 Хотим открыть тебе страшную тайну: оказывается, в Сербии хорошее кино умеет снимать не только Кустурица. Хотя фильмы маэстро в ближайшие лет 20 переплюнуть вряд ли получится. Итак, это добрая ретроистория про Белград 30-х годов. Мир отошел от ужасов Первой мировой, жить стало лучше, веселее, а люди уделяют всё больше внимания радостям и спорту. Фильм как раз рассказывает про футболистов тогда еще королевства Югославия, которые мечтают поехать на самый первый Чемпионат мира в уругвайском Монтевидео. Правда, история не столько про футбол, сколько про амбиции молодых парней. У спонтанно собранной в 1930 году сербской команды не было ни денег, ни ресурсов, чтобы отправиться на первый чемпионат мира 1930 года в Уругвае. Хорватские собратья бойкотировали чемпионат, но парни всё равно поехали и стали единственными из европейцев, кто дошел до полуфинала. Фильм получился бойким, увлекательным, с неплохим юмором и хорошей актерской игрой. Кстати, исполнитель главной роли в последнее время снимается исключительно в отечественных фильмах и сериалах. А зря — они и в подметки не годятся этому шедевру. 3. «За Маркса...» 2012 Уникальное явление: в нашей подборке нашли себе место сразу два русских фильма. Причем оба сняты неординарными режиссерами со своим специфическим взглядом на жизнь. И оба не стесняются чересчур выразительных художественных средств. Короче говоря, это фильм Светланы Юрьевны Басковой, великой женщины, подарившей этому скучному миру такие мегашедевры, как «Зеленый слоник», «Кокки — бегущий доктор», «Голова», «5 бутылок водки», «Моцарт». Спасибо вам, тетя Света, за счастливое детство, фраза: «А ю верилаки мен! Ты стоишь на верху, трясешь ..., и тебе платят деньги за это!» определила мою жизнь. Но «На Маркса...» не имеет ничего общего с абсурдными трэш-шедеврами ранней Басковой. Это нормальный фильм, который можно показать по телевидению в прайм-тайм, не боясь жалоб (что, в общем-то, и сделал канал НТВ). Любимые артисты Сергей Пахомов и Владимир Епифанцев, который еще не добрался до Instagram, как и раньше, изображают человека сильного и слабого, только на этот раз без копрофагии, дерьма и песен Юлиана. Стал ли от этого фильм скучнее? Ни разу, тут дело в зрительских ожиданиях — не нужно ждать, что Пахом будет курлыкать как цапля. Это фильм про конфликт рабочего класса и капиталистов, которые используют обнищавших работяг в своих целях. Да, это исключительно «левый» взгляд на вещи и попытка пришпандорить образ мыслей западного профсоюзника российскому работяге, до конца не отошедшему от «совковых» реалий. Но завершается это всё простой истиной: в этой стране инициатива насилует и бьет по почкам инициатора. Это один из лучших отечественных фильмов последних лет десяти. Откровенный, резкий, реальный. Хотя он снят более-менее «культурно», Баскова находит приемы, которые даже фанатов «Головы» приведут в восторг. А актерская игра — это что-то божественное. 4. «8 с половиной (8½)», 1963 Цифра, написанная таким образом (8½), свидетельствует о том, что сейчас ты посмотришь один из лучших фильмов в истории кинематографа. Кстати, в названии не нужно искать никаких скрытых смыслов, просто это восьмой с половиной фильм Федерико Феллини. Ранее он снял шесть полнометражных и две короткометражных (которые посчитал за одну) ленты, а также картину, которую он делал совместно с другим режиссером. Кстати, фильм отчасти автобиографический, поскольку главный герой — режиссер, от которого продюсеры ждут прибыли. Предыдущий его фильм оказался архипопулярным, все ждут повторения успеха, но у режиссера творческий кризис. Подобное произошло с Феллини на съемках этого фильма. Кто не знает, предыдущей картиной маэстро была легендарная «Сладкая жизнь». Но у киношного Феллини, которого зовут Гвидо, снимать не получается, он разочарован в жизни, продюсеры наседают, и в голове начинает бурлить дикая смесь из потоков сознания, детских воспоминаний, сюрреалистических видений, озарений и реальности. Это не просто картина о творческих муках, она о жизни зрелого мужика, окруженного толпой, но безумно одинокого. Того мужика, от которого все чего-то ждут, не интересуясь, что он думает по этому поводу и как себя чувствует. Но выглядит это крайне смешно. 5. «Тренер» (Mike Bassett: England Manager), 2001 У нас же Кубок конфедераций проводится, а значит, еще одна околофутбольная (в хорошем смысле) картина не будет лишней. Все знают, насколько развито чувство самоиронии у англичан. Они готовы выстебывать себя с таким остервенением, что даже у последнего шриланкорийского предателя родины, живущего в Порсмуте, взыграла бы гордость. Родоначальники футбола очень любят «Спорт №1», но их порядком достало, что каждое «сверхталантливое поколение» не доходит до пьедестала кубков мира. Поэтому они сняли этот шедевр. Не фильм — стопроцентное издевательство. А самое страшное, что эта история больше подходит нашей сборной. Сам посуди: тренера из низшего дивизиона неожиданно ставят во главе сборной. Его задача: пройти на чемпионат мира в Бразилии и победить! Что ж, у него есть своя система, и он подобрал команду. Они разучили песню, кричалки, финты Марадоны с Рональдо и игру без мяча, но… проигрывают всем подряд. Ничего не напоминает? Пресса жаждет крови Бассетта, болельщики презирают его, жену оскорбляют, над сыном издеваются, но каким-то чудом они попадают на чемпионат. Если бы в России научились точно так же смеяться над самими собой, то жизнь определенно стала бы лучше. Даже если ребята не научатся играть, то всё просто встанет на свои места.