Самая короткая ночь в году с громкой музыкой после 23 часов
В ночь с пятницы на субботу в Екатеринбурге с размахом прошла традиционная Уральская ночь музыки (Ural Music Night), собравшая в сотне точек по всему городу музыкантов разных жанров и разного уровня мастерства. Культура идёт в массы и всё чаще обращается к молодёжи, пытается говорить на её языке. Уральская ночь музыки, Ночь музеев и прочие «ночи» – всё это увлекает и интригует. Хозяева площадок пытаются удивить не только работой «после шести», но и необычными акциями, а гости площадок отвечают (или – что реже – не отвечают) взаимностью. К слову, организаторы Ural Music Night фиксируют всё увеличивающийся интерес к проекту со стороны зрителей. Если в 2015 году на премьерную Ночь музыки пришли 70 тысяч гостей, то спустя год их число перевалило за сто тысяч. И вот в 2017-м – новая вершина – 150 тысяч зрителей! Областная газета вела онлайн-репортаж с Уральской ночи музыки Физически побывать на всех площадках Уральской ночи музыки было невозможно. «ОГ» пыталась объять необъятное и отрядила на освещение Ural Music Night сразу девять человек. Что из этого получилось – смотрите в онлайн-репортаже на сайте газеты. Но, конечно, было бы неправильно оставить этот грандиозный праздник без внимания читателей печатной версии «ОГ». Вечером в пятницу центр Екатеринбурга оказался в «музыкальной блокаде». Пройти по главным улицам уральской столицы, не услышав чьих-то песен или просто мелодий, было решительно невозможно. Дождь, заливавший Екатеринбург почти всю прошлую неделю, днём в пятницу неожиданно прекратился. Рациональных объяснений этому нет – разве что визитку Квентина Тарантино на самом деле не потеряли, а обменяли в небесной канцелярии на хорошую погоду – ближе к вечеру даже выглянуло солнце, а воздух прогрелся до плюс 20 градусов. Самая фестивальная погода. Светлана Ячменёва и джаз-бэнд Платона Газелериди с золотыми хитами джаза на новой сцене театра Музкомедии. Фото: Владимир Мартьянов У стен Камерного театра свои песни исполняли народы Урала. В «Новотеле» давали французский шансон (главной звездой вечера стала, пожалуй, самая известная российская исполнительница французских песен Женя Любич). В парке за Оперным театром звучала этномузыка – от разудалой цыганщины до балканских мотивов. Кстати, за национальную составляющую на Уральской ночи музыки отвечали музыкальные коллективы не только из России, но и из двадцати других стран мира – Китая, США, Франции, Германии, Австрии, Индии, Японии, Венгрии, Казахстана, Армении, Грузии. Никаких переводчиков не потребовалось – язык музыки оказался интернациональным. В это время перед главным входом в Оперный театр собралась огромная толпа почитателей классики. Для них с балкона второго этажа звёзды театра исполняли отрывки из известных произведений. В какой-то момент народа стало настолько много, что пройти по тротуару стало невозможно. Следом встало и дорожное движение. Автолюбители бросали свои автомобили на «аварийке» вторыми и даже третьими рядами. Слава богу, их примеру не последовали водители трамваев. У бывшего «Рубина» на улице Малышева читали рэп. В Центре архитектуры и дизайна гостей ждал необычайный «винегрет» из разножанровой музыки: проект MITYA – необычайный синтез речитатива, горлового пения, битбокса и электронной музыки, SNOWBOX порадовали инди-попом и добротным поп-роком. В «Территории культуры» зажигала любимица местной публики группа «Курара». Людей на центральных улицах около полуночи было едва ли не больше, чем в полдень. Яблоку негде было упасть у «Капсулы времени», где ближе к полуночи на сцену поднялась группа «Браво». Тысячи собравшихся танцевали рок-н-ролл и подпевали известным хитам. В это время шли последние приготовления к гала-концерту на Октябрьской площади рядом с Театром драмы. Гала-концерт, пожалуй, не стал самым ярким событием фестиваля. Зажечь собравшуюся публику не удалось ни «Ромарио», ни гораздо более харизматичному Вадиму Самойлову (народ был настроен услышать хиты «Агаты Кристи» и на новых песнях несколько обломался). Впрочем, вряд ли стоит этому обстоятельству сильно удивляться и придавать большое значение – всё-таки и зрители, и музыканты под утро, разумеется, изрядно устали. Финальная песня про «…Луч солнца золотого» тоже как-то не задалась, но солнце около четырёх часов утра всё равно взошло. Директор Уральской ночи музыки Евгений Горенбург объявил нынешний фестиваль закрытым и попрощался со всеми до следующего года. Правда, открытым пока остаётся вопрос по дате следующего фестиваля. Провести его традиционно в самую короткую ночь года не получится, так как Екатеринбург в это время будет принимать чемпионат мира по футболу. Пока рабочий вариант – август 2018 года. Под утро тысячи уральцев на Октябрьской площади пытались поймать «луч солнца золотого» в свои зеркала. Фото: Владимир Мартьянов ...Так рождалась песня В этом году на Ночи музыки открылись несколько новых площадок. Одна из них была посвящена авторской песне. Мы поговорили с организатором этой площадки – автором юмористического журнала «Красная бурда» Александром ЕЛЬНЯКОВЫМ. – Мы посвятили нашу площадку одному «закутку» авторской песни – стройотрядовской. Основная часть этих песен не связана тематически со стройотрядами. Их можно петь в любой ситуации. Просто рождены они тем сообществом, в той атмосфере, но стали визитной карточкой этой культуры и целого поколения… На стыке десятилетий, в 70 – 80-е, в золотой век стройотрядовских песен, была потребность в объединении людей. Они и так были объединены общим делом, но чтобы разные люди делали вместе общее дело, им нужно что-то ещё, чтобы себя идентифицировать – общая культура, общие слова, общая атмосфера. Так рождалась песня. В те годы в стройотряды пришли люди, которые были отличными мелодистами (это помимо того, что они строили дома, дороги). И тексты тогда рождались очень зрелые, глубокие… Очень ладные строчки, очень честные. А ведь писали их парни 18–19 лет. Они до сих пор находят отклик у молодых ребят, таких по силе песен сейчас не создаётся. Почему? Во-первых, другое поколение. У них другие цели, они мыслят и общаются иначе. Сейчас вместо того, чтобы девушку на свидание пригласить, они сначала пообщаются онлайн, друг другу «лайки» поставят. А мы были бодрее, что ли… Инициативнее. А во-вторых, – если песни наших времён всё ещё живут – значит, они находят отклик. Раз их поют, значит, нынешнее поколение согласно с ними. Новые песни тоже есть, конечно… Но когда мы говорим «новые песни» – имеем в виду песни девяностых годов. Аудитория у авторских песен не такая большая, как у поп-музыки, но они стали мощным объединяющим фактором. И ещё – в вечности останутся именно они. Потому что это историческое свидетельство, они рассказывают о нас, о нашем образе жизни. Опубликовано в №113 от 27.06.2017