«Аквариум» дополненный и неполный
Группа Бориса Гребенщикова отметила 45-летие в Москве Концерт рок В столичном клубе Stadium прошел концерт, посвященный 45-летию группы «Аквариум». Лидер группы Борис Гребенщиков превратил событие в настоящий фестиваль, который продлился около шести часов. Рассказывает Борис Барабанов. 45-летие «Аквариума» планировалось праздновать в парке «Красная Пресня», где группа выступает каждое лето. Но за несколько дней до празднования концерт решили перенести под крышу — прогноз погоды был, по словам организаторов из компании «Мельница», пугающим, а накануне события и вовсе было объявлено штормовое предупреждение. В первой части вечера, которую язык не поворачивается назвать разогревом, выступили лидер ирландской группы Pugwash Томас Уолш, техасская группа Cotton Mather и Flook — коллектив штатного флейтиста «Аквариума» Брайана Финнегана. Flook среди прочего исполнили композицию, посвященную памяти ушедшего из жизни почти два года назад клавишника «Аквариума» Бориса Рубекина. Вся музыка, которая звучала в этом разделе, стала известна российскому слушателю исключительно благодаря радиопрограмме Бориса Гребенщикова «Аэростат», которую он уже много лет ведет на «Радио России». Так что был повод не только вспомнить песни «Аквариума» за 45 лет, но и оценить плоды просветительской миссии, которую взял на себя лидер группы. Что касается отбора песен для сета «Аквариума», то каждый бы осуществил его по-своему — аквариумовские «вехи» у каждого свои. Многие слушатели сошлись бы, наверное, на том, что такой вечер невозможен без песни «Город золотой» («Рай»), но Борис Гребенщиков в этот вечер чужих вещей не исполнял. Так что обошлось и без «Города» авторства Волохонского—Хвостенко, и без песен Виктора Цоя, которые БГ поет в последние годы часто и лихо. Ни у кого не было сомнений насчет песни «Рок-н-ролл мертв», и она, конечно, прозвучала. Было и еще одно произведение, для которого подходит термин «гимн»,— «Поколение дворников». Вот его-то как раз «Аквариум» долгое время в свои сет-листы не включал. И как же уместно сегодня звучат эти строки 1987 года: «Мы молчали, как цуцики, / пока шла торговля всем, / что только можно продать, / включая наших детей. / И отравленный дождь / падает в гниющий залив. / И мы еще смотрим в экран. / А мы еще ждем новостей». Борис Гребенщиков не стал выстраивать программу по принципу «от раннего к позднему со всеми остановками», но кое-какие комментарии исторического характера давал. Например, «Стучаться в двери травы» назвал первой из написанных им песен, которая понравилась ему самому. Из всего раннего материала, прозвучавшего на концерте, стоит отдельно отметить песню «Герои», в которой выделялась партия гитары Алексея Зубарева. От концерта вообще осталось ощущение, что в инструментальном смысле весь сегодняшний «Аквариум» держится на гитаре господина Зубарева, которая одна могла бы заменить и скрипку, и флейту, и клавиши. Место за клавишами сейчас занимает скрипач Андрей Суротдинов, но совершенно очевидно, что у него нет задачи в полной мере заменить Бориса Рубекина. Это невозможно, да и скрипку господин Суротдинов по-прежнему крепко держит в руках; скорее речь идет об аккуратных вспомогательных партиях клавишных, дающих дополнительные оттенки аранжировкам. Наряду со знаковыми произведениями «Аквариума» и с ранними вещами, которые особенно дороги сердцу лидера, в сет-листе были и песни, которые можно было бы назвать альбомными треками из более поздней части каталога «Аквариума». Стоит ли исполнять «Аригато», оставив за бортом «Аделаиду», правильно ли взять на борт «Кошку моря», но не спеть «Древнерусскую тоску»? Это вопрос, имеющий отношение исключительно к тому, каким видит «Аквариум» конкретный слушатель. Борис Гребенщиков явно не собирался выступать в жанре «Лучшее, любимое, только для вас». То же касается и бисовой части. «Сидя на красивом холме» — важная вещь для тех, чье знакомство с группой началось с первого диска, выпущенного «Мелодией». А скажем, «Не трать время» — милая вещица с невысокой цитируемостью, то ли из конца 1980-х, то ли из начала 1990-х. Не будь таких легких номеров-передышек, 45-летие «Аквариума» вышло бы слишком пафосным. А так получилось действо, которое одинаково справедливо можно было рассматривать как фестиваль фолка международного уровня, как антологию хрестоматийного рока на русском языке и как собрание песен, под которые комфортно прятаться от дождя.