Кливлед Уоткисс: «Джаз даёт свободу»
В минувшие выходные в селе Кадниково прошёл V Международный джаз-фестиваль EverJazz. На двух музыкальных площадках выступили более десяти лучших джазовых музыкантов России и зарубежья. Хедлайнером праздника стал британский джазмен Кливленд УОТКИСС – лауреат премии London Jazz Awards for Best Vocalist. Кливленда в России знают и любят. Три года назад на его концерт в екатеринбургском клубе людям не хватило билетов. И в этот раз многие приехали на фестиваль послушать именно Кливленда. Обычно при перечислении заслуг того или иного джазмена попадается масса имён музыкантов, с кем он успел поиграть. Не секрет, что большинство из них вам абсолютно ничего не скажет. Но к 57 годам Кливленд выступил действительно с великими людьми – Бобом Диланом, Стиви Уандером, Джо Кокером, Робби Уильямсом. Корреспондент "ОГ" Пётр Кабанов и Кливленд Уоткисс. Фото: Владимир Мартьянов Перед началом я предлагаю Кливленду подписать пластинку «Victory’s Happy Songbook», с которой и началось моё знакомство с его творчеством. Напряжённость между нами мгновенно спала, и расставались мы уже почти друзьями. – Мне очень нравится бывать в Екатеринбурге, – активно жестикулируя, рассказывает Кливленд. – Это мой, если не ошибаюсь, третий или четвёртый визит на Урал. Но на джаз-фестиваль я приехал впервые. Это место, где мы сейчас с тобой, пришлось мне по душе. Оглянись вокруг – у вас замечательная природа! – Как в вашу жизнь пришёл джаз? – В этом заслуга моего отца. У него ямайские корни, и он очень любил слушать музыку, часто включал мне ска (музыкальный стиль, появившийся на Ямайке в конце 1950-х годов. – Прим. «ОГ»). С самого детства я всё это впитывал, накапливал в себе. Уже будучи тинейджером, пошёл в Лондонскую школу пения и погрузился в изучение истории джаза, начал разбираться в направлениях, музыкантах. Потом продолжил это дело. Джазом достаточно один раз сильно заразиться, и всё – будешь болеть всю жизнь. Кливленд не хотел давать интервью перед концертом, однако когда корреспондент «ОГ» показал ему его редкую запись на «виниле» 2002 года, музыкант с радостью её подписал. Фото: Владимир Мартьянов – Из тех музыкантов, которых вы слушали, кто на вас оказал большее влияние? – Много кто. Это и Луи Армстронг, и Дюк Элингтон, и Телониус Монк. Кстати, пожалуй, последний всё-таки больше всех. У него тоже есть какие-то карибские мотивы. Они мне ужасно нравились. Но вообще у меня куча любимых музыкантов. Люблю, например, Джими Хендрикса. – Вы учились в Лондонской школе музыки и драмы «Гилдхолл», которую окончили известные люди – Орландо Блум, Уильям Примроуз и многие другие. Изначально вы даже музицировали для мюзикла, но дальше почему-то не пошли… – Мне это нравилось, но хотелось выступать всё же на музыкальной сцене, импровизировать. Хотя я до сих пор уверен, что театр без музыки невозможен. Музыка помогает раскрывать то, что происходит на сцене. Точнее, она может параллельно рассказывать свою историю. А значит, я как музыкант могу что-то донести до зрителей. Так же, кстати, и в кино. Там точно так же можно рассказывать свою историю. Я часто говорю такую фразу: в великом кино – великая музыка. Вообще я люблю делать разные вещи. Сегодня играю на фестивале, вчера был диджеем, позавчера был театр. – Покинув театр, вы успели поиграть с массой известных музыкантов – Дилан, Уандер, Кокер. Кто вам больше всего понравился? С кем наиболее комфортно? – Старик, ты сам слышишь, какие ты имена назвал? Это великие люди! Мне ужасно повезло, что судьба свела меня с ними. От каждого я брал какую-то частицу, чему-то учился. Со Стиви я встретился в студии. Он записывал свою новую песню в Лондоне. От него была невероятная энергетика. Он мгновенно расположил к себе – и сразу захотелось работать, придумывать. Сейчас я вспоминаю ту встречу и толком не могу объяснить это словами… Затем мне ещё запомнилось моё сотрудничество с Джоном Энтвислом из популярной группы «The Who». Вместе с его рок-группой я впервые поехал в турне по Америке. На стадион, где мы выступали, приходило 50–60 тысяч человек. И это каждый вечер! Незабываемо… У таких людей нужно бесконечно учиться. – Кливленд, вроде простой вопрос, но что вам даёт джаз? – Джаз даёт свободу. Даёт мне возможность познавать мир. Это моя жизнь. Когда я играю его, я отрываюсь от земли, парю над облаками… – А что в нём привлекает больше всего? – Импровизация. Это удивительная штука. Вот мы с тобой говорим – это импровизация. Моё выступление – тоже. А для меня это всё составляющая джаза. Из всего этого я беру какую-то частичку и приношу её в музыку. Импровизация – это то, что мы делаем каждый божий день, но даже сами не задумываемся, какая это уникальная вещь. – Вы ещё известны как великолепный педагог. Зачем вам это? – В какой-то момент я понял, что накопил достаточно музыкальной информации и должен поделиться ею. Подумал, что молодому поколению мои советы будут полезны. Думаю, что они помогают им. Молодым ребятам важна помощь. Я рассказываю про вокал, как брать ту или иную ноту. Не все могут пойти в музыкальную школу, а я помогаю ребятам развить потенциал. – И много молодых ребят хотят играть джаз? – В Лондоне очень много! Хотя я знаю, что и в вашей стране это направление набирает популярность. Я считаю, что джаз сейчас популярен среди молодёжи. Его играют по всему миру. Он всех объединяет, и неважно, из какой ты страны. Досье «ОГ» Кливленд Уоткисс (Cleveland Watkiss) родился 21 октября 1959 года в Лондоне. Учился в Лондонской школе пения, а затем окончил Лондонскую школу музыки и драмы «Гилдхолл». Дебютный альбом вышел в 1987 году. Выступал с самыми разнообразными артистами со всего мира. Обладает диапазоном в четыре октавы. Три года подряд Кливленд становился лучшим вокалистом Великобритании по версии издания The Guardian. А в 2010 году британский союз композиторов признал Уоткисса лучшим вокалистом года и вручил ему премию «Лондон Джаз Эвардс» (Jazz Awards for Best Vocalist). Опубликовано в №118 от 04.07.2017