Шаманы проиграли музыкантам
на фестивале «Усадьба. Джаз» в Архангельском Фестиваль джаз В музее-усадьбе «Архангельское» прошел XIV фестиваль «Усадьба. Джаз». Переменчивую погоду заклинали лучшие представители жанра. Рассказывает Борис Барабанов. Уже во второй раз ежегодный фестиваль «Усадьба. Джаз» уложился в один день и от этого только выиграл. Программа получилась компактной и удовлетворяющей, кажется, всем вкусам, от семейной публики, для которой вопрос первостепенной важности — чем занять детей, до убеленных сединами меломанов, приехавших посмотреть на 81-летнего Алексея Семеновича Козлова, и любителей джаз-фьюжена, для которых главным героем был норвежский трубач Нильс Петтер Молвер. Из-за пессимизма по поводу метеоусловий в предварительной продаже билеты на «Усадьбу. Джаз» расходились хуже, чем обычно. Зато в день фестиваля, когда артисты стали сообщать в соцсетях, что с погодой все в порядке и событие пройдет по плану, публика массированно выдвинулась в направлении Архангельского. Около четырех-пяти часов дня даже выстроились очереди на вход. В итоге фестиваль посетили около 7 тыс. человек, что для нынешнего капризного лета — очень хороший результат. Самый смешной эпизод, связанный с погодой, имел место в начале фестивального дня. Программу открыл ансамбль Sofoli, исполняющий африканскую народную музыку. Как сообщила публике директор фестиваля Мария Семушкина, люди с ритуальными барабанами должны разогнать тучи и обеспечить хорошую погоду. Во время получасового сета Sofoli не переставая лил дождь. Как только музыканты закончили, прекратились и осадки. На самой большой сцене фестиваля, «Партер», жемчужиной дня стала израильская певица эфиопского происхождения Эстер Рада. Многие зрители явно ехали именно на нее (причем готовились основательно — везли с собой походные столики для пикников и даже палатки). Эстер Рада не только не разочаровала зрителей, но и оказалась самой открытой и общительной. Закончив выступление, она «пошла в народ» — охотно фотографировалась со зрителями и ходила по другим площадкам. В первую очередь ее, как и многих других гостей и участников фестиваля, интересовал высокий голос жизнелюбивого певца и гитариста Рауля Мидона, который закрывал фестиваль на площадке «Аристократ». На его выступление остались и поклонники Алексея Козлова, и те, кто прибыл на фестиваль исключительно ради Нильса Петтера Молвера. Если Алексей Козлов воспринимал «Усадьбу. Джаз» как продолжение своей просветительской работы и много комментировал между пьесами, то норвежский музыкант буквально заворожил аудиторию колдовскими звуками своей трубы без лишних слов. Кульминацией программы на сцене «Индикатор» стало выступление Манижи. Вполне вероятно, в ближайшие годы молодая звезда R`n`B с полным правом будет претендовать на роль хедлайнера «Партера». Манижа сочетает в своих живых выступлениях мастерство и массовость. В этом смысле она вполне может со временем составить конкуренцию Нино Катамадзе, которая в этом году в десятый раз закрывала «Партер». Катамадзе выступает в Архангельском с самого первого фестиваля, во многом именно она сформировала музыкальный формат смотра. Скажем, появление в программе главной сцены поп-певца Алексея Чумакова с богато аранжированной акустической программой вряд ли можно представить себе на любом другом российском джазовом фестивале. Но за почти 15 лет организаторы «Усадьбы» приучили зрителей к тому, что здесь одинаково трепетно относятся и к джазовой элите, и к качественной поп-музыке. А еще в этом году целую сцену отдали детям. Соответствующая часть бывшей усадьбы князей Юсуповых была названа Jazz Kids. Здесь не только предоставили сцену участникам конкурса юных исполнителей джаза, но и устроили мастер-классы для тех, кто вообще пока еще никак не соприкасался с музыкой. Как утверждают организаторы, в зоне Jazz Kids было много «детей “Усадьбы”», обязанных своим появлением на свет знакомству родителей на фестивалях прошлых лет. Джаз у них буквально в генах.