Окраина без эйфории

Главные темы кинофестиваля в Карловых Варах Фестиваль кино В Карловых Варах проходит 52-й Международный кинофестиваль. О его программе рассказывает Андрей Плахов. Если говорить об атмосфере — лучше, чем на этом фестивале, просто не бывает. На верхнем этаже фестивальной конструкции — звезды ранга Умы Турман и Кейси Аффлека, крупнейшие режиссеры и кинодраматурги — Кен Лоуч и Пол Лаверти: они и им подобные обычно получают специальные награды «за вклад» в виде хрустального глобуса. На нижних этажах — огромная аудитория студентов-синефилов. Но самое привлекательное, что эти этажи сообщаются и каждый участник фестиваля чувствует себя приобщенным к большому событию. Это подчеркивает и карловарская символика нынешнего года, запечатленная на обложке каталога, в рекламных буклетах, на майках и сумках: зритель закрывает свое лицо фотопортретом и может на миг почувствовать себя Жан-Полем Бельмондо или Харви Кейтелем. Карловарский конкурс этого года открылся «Аритмией» — кинолентой Бориса Хлебникова, которая по многим признакам продолжает лидировать в общественном мнении. Актуальная картина российской жизни, настроение морального беспокойства, современный киноязык, крепкая режиссура и прочувствованные актерские работы Александра Яценко и Ирины Горбачевой — все ингредиенты успеха вроде бы налицо. Впрочем, сложно судить, насколько они убедят жюри, о приоритетах которого пока довольно мало известно. Среди фильмов—конкурентов «Аритмии» есть румынская лента под названием «Breaking News» — не самый высокий, но вполне достойный образец этой яркой национальной школы. Один из героев картины, телевизионный оператор, погибает на съемках заводской аварии, другой, чудом уцелевший репортер, теперь готовит посвященную покойному передачу. И в процессе общения с дочерью погибшего и другими его близкими понимает, что совсем не знал своего коллегу: вопросы нравственной чуткости и разрыва поколений усугубляются в век медиатехнологий с их болезненной погоней за сенсациями. Жанр производственной драмы представляет среди конкурсантов французский фильм «Корпорация» (режиссер Николя Силоля). Красавица Селин Саллетт играет жесткую начальницу отдела кадров, из-за которой совершает суицид уволенный сотрудник, в результате ей приходится противостоять одновременно административным санкциям и голосу совести. Израильский «Кондитер» (режиссер Офир Рауль Грейзер) прослеживает последствия командировочного романа, который завел женатый инженер из Иерусалима с молодым берлинским кондитером. В этом фильме, отдаленно напоминающем по сюжетной схеме «Франца» Франсуа Озона, неплохо показана ортодоксальная жизнь в Израиле «от шаббата до шаббата», но главная психологическая коллизия лишена убедительности. Чувство недосказанности оставляет и фильм известного грузинского режиссера Георгия Овашвили «Хибула» — о финальных днях жизни Звиада Гамсахурдии, первого президента постсоветской Грузии. В исполнении иранского артиста Хосейна Махджуба он предстает благородным экзистенциальным героем перед лицом неизбежной смерти; вопрос о том, что принес этот неудачливый политик своей стране, остается за кадром. Ключевой же темой конкурса, безусловно, выглядит трагедия мигрантов — вместе с наблюдениями о том, как эта беда оборачивается для кого-то источником наживы. Герой словацкого фильма «Черта» (режиссер Петер Бебьяк) Адам Крайняк вместе со своим мафиозным кланом промышляет контрабандой табачной продукции, а также человеческим трафиком через украинскую границу. В фильме выдержан жанр криминального триллера со всеми его шаблонами, однако впечатляет атмосфера окраинных пограничных лесов и окрестных деревень, где дошкольная малышня вовсю шмалит контрабандные сигареты и угоняет у мамаши розовый «Мерседес». Словакию тут не очень-то отличишь от Украины, и весьма иронично выглядит финал, в котором две страны оказываются разделены новой границей шенгенской зоны. Так ли она непроницаема, как трубят об этом в телерепортажах? Действие турецкой картины «Больше» Онура Сайлака разыгрывается на живописном берегу Эгейского моря, но происходят в ней далекие от красоты вещи. Если это и окраина Европы, то без всякой эйфории, присущей заброшенным идиллическим уголкам. 14-летний Газа (харизматичный юный исполнитель Хайят ван Эк) вынужден бросить мечты об учебе и нормальной карьере под давлением жестокого отца, переправляющего в Европу сирийских беженцев, которых держат в подвале в скотских условиях. Постепенно парень погружается в нелегальный бизнес все глубже и глубже, окончательно теряя человеческий облик и становясь подобием своего звероподобного пращура. С той разницей, что теперь для наблюдения за беспомощными клиентами юный продвинутый герой использует камеру видеонаблюдения: прогресс неумолим.