Войти в почту

Планктон планктону волк

В прокате «Эксперимент “Офис”» Премьера кино На экраны выходит «Эксперимент “Офис”» (The Belko Experiment) — триллер про офисных работников в нечеловеческих обстоятельствах по сценарию Джеймса Ганна. Юлию Шагельман не впечатлила ни жестокость фильма, ни его нравоучительный посыл. Тем, что этот не выдающийся ни в каком отношении фильм вообще попал на большие экраны, он, конечно, обязан своему сценаристу и продюсеру — Джеймсу Ганну, автору сверхприбыльных марвеловских «Стражей Галактики». «Эксперимент “Офис”» Ганн тоже собирался ставить сам, но потом отвлекся на развод, и в режиссерское кресло сел австралиец Грег Маклин, известный по хоррор-дилогии «Волчья яма». Однако, по сути, фильм остался проектом Джеймса Ганна и тем, видимо, и привлек к себе внимание прокатчиков. Ганн, как известно, проходил свои университеты на трэш-киностудии «Трома», поэтому обращение к жанру хоррора для него логично и естественно. Тем более что здесь, вдали от контроля большой студии и детского рейтинга PG-13, можно наконец вволю поддать черного юмора, пока на экране, например, кого-нибудь кромсают кухонным топориком. Но, к сожалению, в «Эксперименте “Офис”» есть еще и мораль. Поэтому фильму, с одной стороны, не хватает смелости закинуть чепец за мельницу и превратиться в трэш совсем уж бескомпромиссный, а с другой — разоблачающие человеческую природу идеи, которые он проповедует, настолько банальны и поверхностны, что вызывают разве что пожатие плечами. Рабочий день в колумбийском офисе американской корпорации Belko Industries начинается вроде как обычно, вот только сотрудников на входе встречают люди с оружием и просят остаться только тех, у кого под кожу зашит специальный чип: Богота — опасный город, и эти чипы когда-то поставили на случай похищения. Затем двери и окна в здании блокируются, а загадочный голос по интеркому объявляет, что 80 человек, запертых внутри, являются участниками эксперимента. За полчаса они должны убить двоих своих коллег. Когда по исходу времени приказ остается невыполненным, погибают трое — те самые чипы оказываются взрывными устройствами. И теперь сотрудники компании Belko должны убить уже 30 человек, иначе будут уничтожены 60. Начиная с этого момента эксперимент переходит в самую что ни на есть практическую стадию. Магистральная идея фильма, сводящаяся к поговорке «Человек человеку волк», не нова и многократно обыгрывалась в любом киножанре, от драмы до триллера, как и сюжет с кровавой игрой на выживание в замкнутом пространстве. Только из относительно свежих фильмов можно навскидку вспомнить такие фильмы, как «Экзамен» (2009), «Круг» (2015) и «Высотку» (2015) и, конечно, уже ставшую классикой хоррора «Королевскую битву» — одним словом, имя им легион. Сделать все это в очередной раз интересным может разве что оригинальная форма, но как раз с этим у «Эсперимента» проблемы. Фильм с самого начала идет по заданному пути и не преподносит на нем никаких сюрпризов. Впрочем, иногда авторы фильма вспоминают, что тут у них не просто игра в угадайку, кто в каком порядке и каким способом умрет, а социальная сатира. Увы, для этого используются такие плоские и прямолинейные приемы, как, скажем, брызги крови на стене со слоганом «Belko — сделаем мир дружнее!», веселая латиноамериканская песенка, сопровождающая расстрел выбранных жертв, и кульминационная схватка добра со злом под презентацию компании со всеми положенными тезисами о командной работе и постоянном самосовершенствовании. Персонажи, с которыми зритель не успевает даже толком познакомиться до того, как пойдет отсчет убийств, настолько схематичны, что «болеть» за кого-то просто не получается. Каких-то психологических глубин и тонкостей, показывающих, как обычный человек отбрасывает соображения морали и нравственности и превращается в зверя, тоже лучше не ждать. Здесь с самого начала понятно, кто плохой, кто хороший, кто вскроет сейф с оружием для охраны и начнет расстреливать сотрудников просто потому, что может, а кто до последнего будет искать гуманные способы выбраться из предлагаемых обстоятельств. И единственный вывод, который можно сделать без особых сомнений: Джеймс Ганн явно считает, что хороших не существует в принципе, а любой представитель офисного планктона забьет своего коллегу насмерть степлером, стоит ему только предоставить такую возможность.