Смекалка и изобретательность: секреты советской кинофантастики
Teleprogramma.pro узнала, как работали над созданием подобных картин советские кинематографисты. С чего всё начиналось? Кадр из фильма В 1924 году вышел самый первый фантастический фильм, который был снят в СССР. Чёрно-белая немая лента Якова Протазанова «Аэлита» была снята по одноимённому произведению Алексея Толстого. За полгода до премьеры «Аэлиты» в газетах началась масштабная рекламная кампания – в основном это были объявления о загадочных сигналах из космоса. Над внешним обликом главных героев «Аэлиты» работали художники-костюмеры из МХАТа. Декорации, изображающие марсианский ландшафт были выполнены в модном тогда направлении изобразительного искусства «конструктивизм» художником Виктором Симовым. После «Аэлиты» было снято ещё несколько фантастических фильмов. Спустя почти 40 лет в советский прокат вышла картина «Планета бурь» - один из первых по-настоящему зрелищных фильмов о космических путешествиях. Во время работы над этой картиной были использованы уникальные на тот момент технологии комбинированной съёмки. На Западе о таких пока даже и не знали. Фильм был приобретён американской компанией для показа в США. Заокеанские хитрецы убрали из фильма всю советскую символику, вырезали целый ряд сцен и в том же визуальном стиле досняли несколько новых. После всех манипуляций картина вышла в прокат под названием «Путешествие на доисторическую планету». Имена советских актёров Георгия Жжёнова, Владимира Емельянова, Геннадия Вернова, Юрия Саранцева и других были заменены на выдуманные. В картине «Планета бурь» снималась артистка Кюнна Игнатова. Все эпизоды с её участием были пересняты. Героиню Игнатовой сыграла американка Фэйт Домерг. Отметим, что фильм демонстрировался в США без каких либо упоминаний о том, что картина, на самом деле, была снята в СССР. Спецэффекты Кадр из фильма Советские кинематографисты во время работы над фантастическими лентами придумали множество уникальных трюков и приёмов, которые помогли создать на экране невесомость, полёт космического корабля, выстрелы из бластера, ядерные взрывы и множество других явлений. Вспомним несколько таких примеров. В культовой ленте «Гостья из будущего» было использовано несколько уникальных визуальных решений. Один из самых ярких и запоминающихся эпизодов фильма – путешествие Коли Герасимова в будущее. Разноцветные спецэффекты, которые мы видим в кадре, делались вручную. Их создавали в специальной научной лаборатории при помощи лазерного луча. Всё это снималось на плёнку и впоследствии особым образом монтировалось. Отметим, что на создание кадров с подобными эффектами у специалистов уходили месяцы работы. Кадр из фильма Знаменитые летающие аппараты «флипы» при помощи тросов подвешивали к крану, снимали «пролёт» и потом в монтажной студии подкладывали необходимый фон. Полёт этих фантастических агрегатов до сих пор выглядит довольно убедительно. Ещё один пример отечественного кинематографического ноу-хау – приём, который использовался создателями фильмов «Москва – Кассиопея» и "Отроки во Вселенной" для изображения невесомости на экране. Специально для съёмок этого эпизода на студии была выстроена грандиозная декорация. Конструкция, имитирующая коридор космического корабля, представляла собой барабан, который вращался вокруг оси. Кадр из фильма Пол «волшебного» коридора с закреплённой на нём кинокамерой мог при вращении за несколько секунд стать стеной или потолком. Юных актёров, которые играли астронавтов, крепили к стальным деталям этого сооружения специальными ремнями. География Кадр из фильма Фантастические пейзажи далёких планет иногда снимали в павильоне, но чаще всего это всё же были натурные съёмки. На территории огромного Советского Союза встречались удивительные природные уголки, которые при правильном освещении с лёгкостью превращались в марсианский или венерианский пейзажи. Так, например, в Северном Таджикистане, на окраинах индустриального города Исфара, снимали фильм «Через тернии к звёздам». Вышеупомянутую ленту «Отроки во Вселенной» снимали на территории заброшенного военного полигона на южном побережье Керченского полуострова – изрытая воронками от взрывов снарядов земля и выход солевых отложений на поверхность помогли режиссёру создать на экране эффект безжизненности и опустошённости. В песках пустыни Каракумы Георгий Данелия снимал свою знаменитую комедию «Кин-Дза-Дза!», полуостров Крым стал вообще кинематографическим рекордсменом – здесь сняли не один десяток советских фильмов (среди них были не только фантастические).