Хорошие за семьдесят

Швейцарский дуэт Yello, продавший за четыре десятилетия своей карьеры более 14 млн альбомов, делает первые шаги на сцене как полноценная концертная группа. Дебют Yello в Монтрё сопровождался ажиотажем, однако на Auditorium Stravinski, самую большую площадку Montreux Jazz Festival, группа решила пока не замахиваться и выбрала зал Montreux Jazz Lab, где обычно выступают инди-артисты и электронщики. Для корифеев электронной музыки — в самый раз, считает Борис Барабанов.

Yello выступил на Montreux Jazz Festival
© AFP

Дитеру Майеру 72 года, он в группе главный певец и главный организатор. Борису Бланку 65, он долгие годы колдовал в студии и отклонял предложения о гастролях, ссылаясь на слабое здоровье. За двоих приходилось отдуваться Дитеру Майеру. Он ездил по миру с лекциями и DJ-сетами, но имя господина Майера на афишах не работало. Вот и его сольное выступление в Москве в прошлом году было отменено из-за плохих продаж билетов. Людям нужны Yello «живьем», и музыканты наконец-то поняли это. Пробным камнем стала прошлогодняя серия концертов в Берлине. В родной Швейцарии музыканты появлялись очень давно, как напомнил на концерте в Монтрё Дитер Майер, успешно воплощающий на сцене и в жизни образ плутоватого прожигателя жизни. Борис Бланк большую часть вечера находился за пультом с электроникой, но несколько раз все же вышел к микрофону.

Одним из поводов обратиться к публике была попытка показать, как именно он сочиняет музыку. Дитер Майер предпослал эксперименту коллеги комментарий насчет того, что Борис Бланк «отталкивается не от мелодии, а от саунда». Господин Бланк достал из кармана смартфон и попытался засэмплировать с его помощью несколько звуков, которым больше всего подходило определение «голосовая перкуссия». Первый опыт спонтанного битбокса оказался неудачным, музыкант попросил девайс побольше, ему вынесли iPad, и вот с его помощью Борис Бланк действительно смог продемонстрировать свой талант саунд-продюсера, способного из щелчков, вскриков и присвистов создать полноценное произведение.

Господа Майер и Бланк были на сцене не одни. Для этого шоу Yello собрали живой состав, в котором латиноамериканская перкуссия была уравновешена сплоченной брасс-секцией. Именно благодаря аккомпаниаторам шоу Yello не превратилось в выступление Дитера Майера в разговорном жанре, чуть разбавленное электронными композициями Бориса Бланка.

На сцену выходили и приглашенные вокалисты. Много пела малавийская певица Малия, чьи записи продюсирует Борис Бланк. Среди прочего она исполнила песню «The Rhythm Divine», которую Yello записали когда-то с Билли Маккензи из The Associates, возможно, лучшим вокалистом своего поколения. Дитер Майер сравнил голос Малии с джазовыми певицами старой школы. Еще больше комплиментов господина Майера пришлось на долю китаянки Фифи Ронг, для которой в свое время несколько композиций написал Борис Бланк. Она исполнила две песни из прошлогоднего альбома Yello «Toy».

Yello по праву считаются живыми классиками электронной музыки, но им точно не хочется в этом шоу быть Kraftwerk — бессловесными манекенами из музея. Для господ Майера и Бланка было важно в этот вечер общаться с публикой, объяснять, что они имели в виду в эти сорок лет, начиная с песни «Cry For Fame», записанной в Монтрё в студии основателя фестиваля Клода Нобса, и заканчивая альбомом «Toy». Конечно, они хотели показать здесь все свои классические видео и рассказать все истории. Но более сложной задачей для Yello было правильное соотношение между электроникой и живым звуком. Ясно, что саунд и даже сам ритм песен Yello — нечто совсем не из эпохи коммерческого EDM. Это музыка из параллельного мира, в котором роботы танцуют твист. Но люди в зале должны были танцевать. И они танцевали, кто с самого начала, а кто — только на самой последней песне «The Race», памятной нашим соотечественникам по программе «Что? Где? Когда?». Похоже, у этой молодой группы — большое будущее.