Рукопожатие крепкое
Depeche Mode выступили в Петербурге 13 июля World Spirit Tour английской группы Depeche Mode доехал до СКК «Петербургский». Группа, которая со своим возрастом и послужным списком тянет уже на историческую ценность, собрала очередной супераншлаг. Макс Хаген пытался дождаться революции, вспоминал ранние годы Depeche Mode и смотрел в род Дэвиду Гэхэну. Альбом “Spirit”, вышедший в начале этого года, вызвал некоторое количество толков. Четырнадцатая работа Depeche Mode, несмотря на нового продюсера — Джеймса Форда из Simian Mobile Disco — во многом повторяла звук предыдущего “Delta Machine”. Однако, в этот раз Мартин Гор и Дэвид Гэхэн все же подсобрали свои способности писать хорошие песни и не ограничились играми с электроникой и адаптацией под нее тяжких блюзов. Некоторого шороху навел и сингл “Where’s the Revolution” — заявка столь же милая, сколь и странная. Митинговый пафос и заезд в школьную политоту оказался не очень к лицу товарищам за полтинник десятилетиями собирающим за каждый концерт суммы со многими нулями. Где альбом, там и тур. Здесь Depeche Mode работают уже как часы. Global Spirit Tour — это 103 концерта, которые будут катиться по миру до следующей весны. В Петербург группа прибыла ближе к концу первой европейской части. Если посмотреть на даты, то остается только завидовать и радоваться работоспособности ее участников. Концерты проходят каждую пару дней, и именно перед концертами в России выдались относительные «выходные». В Петербург группа прибыла на три дня раньше выступления и провела время в прогулках, кулинарных радостях, покатушках по рекам и каналам, а Мартин Гор даже заглянул в арт-пространство «Этажи» на Лиговке. Всего-всего, правда, в городе не нашлось — обязательный, по условиям райдера, новозеландский мед из мануки пришлось доставлять в гримерку Depeche Mode из Москвы. В СКК собралось около 25000 человек. Кажется, зал с каждым разом становится все меньше для такой толпы. Возможно, сказывается и чистая демография, при неувядающей популярности группы, на нее сейчас ходят отцы и повзрослевшие дети, а в ближайшем будущем, видимо, здесь появятся и внуки. Очевидно, что СКК, «домашняя площадка» для Depeche Mode, стареет и сам по себе. После прошедшего к вечеру дождя некоторым поклонникам зонтики пригодились и под крышей, так периодически капало на фан-зону. Кроме того, английским техникам, привозящим 11 грузовиков своего оборудования, с трудом удается совладать с растянутой в ширину ареной. Звук где-то хороший — хотя в этот раз, кажется можно было и погромче — на чем дальше от центра, тем больше гула, и прочих артефактов большого зала. В том, что касается концертов, то посреди всех возможных революций, Depeche Mode остаются непотопляемым островом стабильности. Сет-лист предположить легко — 70% «лучшего и любимого», остальное 4-5 обязательных новых песен. После всех концертов и приездов так и остается сожалеть, что группа почти полностью игнорирует шедевральный материал из альбомов 80-х и 90-х, выбирая из него только самые-самые суперхиты. Заметно и то, насколько живее публика реагирует на старые вещи и что из них — при желании, конечно — могут сделать Depeche Mode. Так, в этом туре группа играет выдающуюся версию “Everything Counts” с несколько переработанной электронной аранжировкой. Из всех альбомов 2000-х в программу попали только песни “Corrupt”, “Wrong” и “Pain that I’m Used To” — возможно, и к лучшему. Зато последняя из них была сыграна буквально в варианте рок-группы; клавишник Питер Горденьо взялся за бас, и здесь уже можно было вспомнить, что 40 лет назад еще никакие не Depeche Mode, а юнцы со смешным названием No Romance in China собрались, чтобы поиграть пост-панк. Целебный новозеландский мед и петербургский отдых явно помогли группе. Если концерты для них это и работа, то, судя по всему, любимая, и выполняют они ее со смаком, заставляющим вспоминать и более младые их годы. Расставленные прямо на сцене камеры выводили на экраны четкие и какие-то супермасштабные съемки участников группы — зрители буквально оказывались в паре сантиметров от Мартина Гора или усаживались за барабанную стойку. Теперь можно честно говорить, что мы знаем все трещинки, морщинки и щетинки Дэвида Гэхэна, а также его прекрасные коренные зубы. Видели и облупившийся черный лак на ногтях Мартина Гора, а еще, что он в буквальном смысле не потеет. Там, где со всех музыкантов буквально лило — в СКК было душновато — Гор оставался свеж как юная девица. Во время исполнения “World in My Eyes” на словах “Nothing more than you can feel now…” возник и прихват Гэхэном себя за ширинку — во весь экран. Пожатие выглядело столь крепким, что возникали даже опасения за вечные ценности. Впрочем, к этому моменту Depeche Mode действительно держали зал за все что, можно, а чувства переполняли. В общем и целом, визуальная концепция проходящих концертов, которой занимался, как обычно, Антон Корбайн, кажется самой невнятной за все время. Это могли быть цветовые абстракции как в “Going Backwards”, или марширующие сапоги с обложки “Spirit” в довольно ровно прокатившей агитке “Where’s the Revolution”. Это могли быть абсолютные шедевры — мини-фильмы “In Your Room” с танцорами, “Walking in My Shoes” с музыкантом-трансвеститом или, полет Дэвида Гэхэна в космической капсуле в “Cover Me”. Сюда же можно добавить и видео со сцены, которое и само по себе выглядело интересно. Но, так или иначе, визуальное сопровождение — выдающееся в отдельных номерах — во что-то единое так и не складывалось. Вроде хотелось все сразу, но как склеить не придумали. Самым смешным здесь оказалось видео в “Enjoy the Silence”: публике показали психоделических кроликов, коников и прочий скотный дворик, а Дэвид Гэхэн, забравшийся на возвышение, оказывался то рядом с суперкурочкой, то под ногами розовой коровки. Посреди более-менее привычных вещей, Depeche Mode в этом туре подготовили красивый сюрприз. Среди вещей на бис под черными флагами была исполнена песня Дэвида Боуи “Heroes”. Зал, до этого бушевавший под “Walking in My Shoes” резко притих — но, скорее, не от почтения по ушедшему недавно артисту, а по неведению. Одна из главных песен в рок-истории, под которую в европах стадионы озаряются мобильниками и зажигалками, в России была встречена с недоумением. Зато Дэвид Гэхэн выдал одну из самых лучших своих вокальных партий за весь концерт. Вспоминалось здесь и то, что в 1980-м именно эту песню Гэхэн спел на прослушивании в Depeche Mode — и звезды сошлись. А дальше был “Personal Jesus”.