Войти в почту

Кинорежиссер Владислав Муковнин: надеюсь на победы для "Победы"

ТАЛЛИНН, 15 июл — Sputnik, Денис Пастухов. В рамках беседы был затронут фильм "Победа" — дипломная работа Владислава Муковнина по роману эстонского писателя Ильмара Таска. - Что нужно для того, чтобы научиться снимать кино? — Сейчас существует много любительских киностудий, простых энтузиастов. Сам я из Ида-Вирумаа и в школьное время посещал студию Александра Красноумова в Нарве, где преподавались самые азы киноискусства. Это можно назвать клубом по интересам: ребята собирались, думали, что можно сделать, и снимали какой-нибудь ролик в городе. - Понятно, что настоящим кино это назвать сложно. — Да, но в процессе учебы в университете (а это уже следующий этап) я снял два короткометражных фильма – курсовые работы, которые фигурируют в базе данных эстонского кино. Это "Вальпургиева ночь" и "Во что играют взрослые?" Последний принимал участие и в фестивале фильмов Sleepwalkers, который проходит у нас в стране и считается мероприятием довольно высокого уровня. - "Победа" — ваша индивидуальная кинокартина? — В студенческом кино можно сделать продукт и в одиночку – самому снять, режиссировать, монтировать. Но лучше найти команду единомышленников, что я и сделал. Мне помогали продюсер Диана Пыдра, оператор Эрминс Балтайс, звукорежиссер Никита Шишков и монтажер Надежда Прахова. - Почему предпочли произведение Ильмара Таска? — Много читал, чтобы выбрать сюжет для короткометражки – и русских авторов, и зарубежных. Набрел и на произведение Ильмара Таска, которое называется "Победа 1946", и написано очень "визуально" — в моей голове сразу начали возникать образы и ассоциации. Связался с автором, получил разрешение на экранизацию и приступил к написанию сценария. - Получается, сценарий сами написали? — Да. В Эстонии частая практика даже у режиссеров полнометражных фильмов — самим писать сценарий, а уж на студенческом этапе со сценаристом почти никогда отдельно не работают. - Как был решен вопрос с финансированием? — Был начат процесс краудфандинга, а потом через соцсети и газеты мы призывали в нем участвовать. Наш университет выделяет максимально 600 евро на все, и это недостаточная сумма. С помощью своей акции нам удалось собрать еще пару тысяч евро. - Куда пошли эти деньги? — На самые банальные вещи – на транспортные расходы, на питание. Задействованные же в картине актеры Русского театра Дмитрий Косяков, Александр Ивашкевич и Наталья Мурина согласились сниматься в "Победе" бесплатно. Начинающий кинорежиссёр Владислав Муковнин — Не считаете, что тема с КГБ, которая проходит красной нитью сквозь литературное произведение, слишком замусолена в Эстонии? — Все, что происходит вокруг, показано глазами ребенка, пережито им, а на месте КГБ могло быть все, что угодно. Это рассказ об искушении: живя в своей скучной и отягощающей реальности, ребенок жаждет вырваться из нее, из этой рутины, где о нем никто не заботится. И тут появляется человек, проявляющий к нему интерес и олицетворяющий успех. Но за это знакомство придется заплатить. В общем, в фильме и показано, что у всего есть своя цена, иногда очень высокая. - А почему "Победу" нигде нельзя посмотреть? — Первым делом, когда ты заканчиваешь съемку короткометражного фильма и чувствуешь, что у него есть потенциал, то начинается фестивальная пора. Мы сейчас отправляем кинокартину на различные кинофестивали, а ответы о том, принят фильм или нет, приходят в течение лишь нескольких месяцев. Этих фестивалей много, и мы надеемся на успех. Только когда кинопроизведение пройдет этот цикл (обычный срок – два года), то оно сможет появиться и на эстонском телевидении, и в интернете. Неважно, выиграет ли оно какой-то приз. Фильм выставляется где-нибудь только в том случае, конечно, если автор считает его удачным и хочет показать широкой публике. К слову, недавно "Победа" появилась и в так называемом "Уголке короткометражных фильмов" (Short Film Corner) в Каннах, но это не конкурсная программа, а больше возможность познакомиться с другими кинодеятелям и посмотреть, на каком уровне находится короткометражное кино, обменяться опытом. - А что с полнометражными фильмами? — Приоритет в данном случае – сделать премьеру и продать фильм в разные страны. Все европейцы, разумеется, стремятся добиться премьерного показа на Каннском или хотя бы на другом крупном кинофестивале, например, Венецианском или Берлинском. Когда фильм продемонстрировали, происходят всевозможные сделки, договориваются об условиях проката по всему миру и дальше кинокартину уже показывают массовому зрителю. Европейское кино ориентировано на искусство, в отличие от американского, которое рассчитано исключительно на прибыль. Поэтому европейские кинофонды, которые выделяют деньги на кино, не требуют их обратно, так как зачастую доходы с кинопроката не позволяют отбить затраты. - Можно ли снять кино без финансирования? — Все упирается в то, сколько надо денег для того, чтобы экранизировать определенную историю. Бывают случаи, что режиссер знает, что денег нет и не будет, и тогда выбирается соответствующий сюжет. Например, чтобы действие происходило в одной комнате, а не за границей с погонями и крутыми спецэффектами. - А как найти финансы? — Опять же, начать нужно с идеи, а еще лучше – уже с готового сценария, пусть даже сырой его версии. Потом надо найти своего продюсера: для этого лучше всего обратиться в одну из эстонских продакшн-компаний, например, Allfilm или Kinosaurus, которые имеют опыт и репутацию в создании качественного кино, и уже они будут искать деньги. За каждой кинокомпанией в Эстонии стоят продюсеры, которые ищут таланты, новые голоса в кинематографе; разумеется, режиссеру станут помогать только в том случае, если почувствуют, что его идея перспективна. Можно обратиться и в Эстонский институт кино, но чтобы получить средства оттуда, необходимо иметь серьезный послужной список и авторитет. - Тяжело ли снимать фильмы на русском языке в Эстонии? — Не очень. Например, документальные фильмы на русском языке в нашей стране создает Алена Суржикова. Я бы хотел снять кино и на эстонском языке. Считаю, что тут тяжелее снимать на английском языке – тогда на первый план выходят вопросы акцента и недостаточного словарного запаса. У нас же язык фильма зависит, как правило, от языкового состава актерской группы. Кстати, исключительно киноактером в Эстонии быть сложно, так что приходится играть и в театре, и сниматься в рекламах. - И режиссерам приходится распыляться? — Да, если есть способность переключаться, все-таки режиссура фильма требует огромных моральных усилий. Я же подрабатываю в создании реклам. Но эта все же другая сфера, там другие правила игры. - Кого в Эстонии выделили бы среди кинорежиссеров? — Назову Танеля Тоома. Его короткометражный фильм "Исповедь" был в 2011 году в пятерке претендентов на премию "Оскар" в своей категории. А сейчас Тоом снимает "Правду и справедливость" по Антону Хансену Таммсааре. - А какие ваши творческие планы? — Перед магистратурой хочу снять независимое короткометражное кино. А потом, закончив учебу, приступить к созданию полнометражных фильмов.

Кинорежиссер Владислав Муковнин: надеюсь на победы для "Победы"
© Sputnik Эстония