Заложники амплуа
Прошедший телеуикенд был бы совсем скучен и мышино сер, если бы его несколько не расцветили два кинопоказа — по Первому каналу и «России К». Оба они, впрочем, носили не развлекательный, а в каком-то смысле образовательный характер.На Первом канале показали два фильма о Мегрэ — снятых, возможно, стильно, но при этом как-то так, как уже совсем не снимают и в итоге — откровенно нудных. Однако они все же подарили поклонникам мистера Бина счастье посмотреть на кумира в полной актерской красе. Роуэн Эткинсон, большинству зрителей известный именно ролью долговязого, придурковатого, но добрейшей души Бина, на самом деле актер яркий и, конечно, не чисто комедийный. Но выпрыгнуть из ловушки, в которую он угодил, согласившись на роль Бина еще в далеком 1990-м году, Эткинсон не смог. Слава и многочисленные фунты стерлингов, свалившиеся на актера за роль, лишними не были, но не ими одними, как выясняется, счастлив человек. Участие в «Мегрэ» было для Эткинсона попыткой доказать, что «не Бином единым...». Увы: гениальный суперинтендант Сименона выглядел в обоих сериях все равно как грустный мистер Бин. Размышлять о том, как легко человек может стать заложником своего амплуа, помогло также шоу «МаксимМаксим», ведущий которого продолжает белозубо смеяться, даже когда совсем не смешно. Второй кинопоказ, увы, прошел совершенно незаметно — для большинства телезрителей. Зарытый в субботнюю сетку канала «Россия К», он и мной, честно признаюсь, был замечен чисто случайно. Между тем, «Дети райка» — один из самых сильных фильмов в истории мирового кинематографа — достоин куда больших почестей. Марсель Карне снимал этот фильм еще в период немецкой оккупации. Лента вышла в 1945 году и была воспринята современниками как «ответка», брошенная Карне «Унесенным ветром» 1939 года выпуска. И хотя действие в фильме развивается в первые десятилетия ХIX века, сценарий Жака Превера, безусловно, — вне времени и пространства. Так, как ломались судьбы в «Унесенных», ломаются они и тут. Только причины — банальны и вечны, как пыль на парижской мостовой: несовпадения чувств и обстоятельств. Герои «Детей райка» слыхом не слыхивали про нанотехнологии, а мы не приучены ходить в кринолинах, но природа человеческая — неизменна и не поменялась за два века: страсть — как лишала, так и лишает разума, любовь сердца — не купить, душа требует одного, а «правда жизни» надиктовывает другое. Во Франции того времени райком называли задние ряды галерки. Беднота могла купить билеты лишь туда, но и тем была счастлива. Дети райка — это они, но и мы, обыватели, перед глазами которых разворачиваются действия — но уже не в парижских театрах, а в жизни. И все мы — заложники своего амплуа... И то, насколько понятны нам страсти двухвековой давности, поражает, как и блистательная актерская игра. Как и незаметное место в сетке великого фильма о великих чувствах. Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!