Кино по субботам #132
Братишка, мы тебе кино принесли. Кино, которое мы сами очень и очень любим. Кино, которое произвело на нас неизгладимое впечатление. За качество каждого фильма мы готовы отвечать перед Высшим судом. Обещаем, после просмотра ты ощутишь взрывоопасное возбуждение и эрегированное удовольствие. 1. «Жизнь других» (Das Leben der Anderen), 2006 Небольшой экскурс в историю. С 1949 по 1990 года было две Германии: проклятая, загнивающая ФРГ с развитой промышленностью, автобанами, великой сборной по футболу, «Мерседесами», «БМВ» и даже заводом «Зингер»; и дружественная нам ГДР, ведомая в коммунизм целовальным партнером Леонида Ильича Брежнева Эрихом Хонекером. Фильм как раз рассказывает про самую мрачную страницу в истории социалистического заповедника — про «Штази». Знаменитое министерство госбезопасности ГДР, щит и меч партии, ее глаза и уши, от которых не укрыть ничего. В фильме показаны все прелести жизни офицеров госбезопасности: использование служебного положения в личных целях, угнетение свободных умов и изнанка службы в суровой разведке. Все составляющие тогдашней жизни в отличных пропорциях преподнесены зрителю. Особенно запоминается момент беседы офицера «Штази» и маленького мальчика. «Мой папа говорит, что «Штази» — это плохие люди». «А как его зовут?». Вот она, квинтэссенция жизни под колпаком. Это, конечно, не кошмары ГУЛАГа, однако, жить под неустанным контролем, зная, что личной жизни у тебя попросту нет, — это страшно. Этот фильм про людей, с четкими жизненными образами, без гротеска и научно-популярной фантастики. Наверное, из-за такой подробной достоверности фильм вызвал такую бурю обсуждения во всех странах бывшего Варшавского договора. Органы госбезопасности этих стран выпили и пролили немало крови. 2. «Совершенно секретно!» (Top Secret!), 1984 В 80-х и 90-х как грибы после дождя начали появляться комедии, которые выстебывали тот или иной жанр. Вспомни те же «Горячие головы», «Аэроплан», «Голый пистолет». Чаще всего доставалось поднадоевшим, захлебнувшимся в пафосе боевикам и шпионским фильмам. «Совершенно секретно» проходится катком сатиры по чрезмерно надменным историям про неотразимых супершпионов, которые борются с неправдоподобными злодеями. В этой эталонной поделке Джима Абрахамса («Аэроплан», кстати, тоже его рук дело) еще молодой и нецелованный Вэл Килмер ломает планы ГДР по уничтожению НАТО. Но дьявол, как известно, кроется в мелочах, а если речь идет о кино — то в деталях и сценах. Ставшая легендарной сцена перестрелки, где все по очереди выбивают стекло, драка под водой — апофеоз абсурда и добродушной иронии. С юмором полный порядок — его здесь не просто много, а очень много. Не только во фразах героев, но и в идиотизме, творящемся вокруг. Главное, внимательно смотреть, и ты увидишь, что помимо неуместных танцев и фашистов здесь практически каждая деталь поддается осмеянию. Плюс таких фильмов — они никогда не устаревают и не давят на мозги. Ты просто сидишь и задаешься вопросом: «Как можно было такое придумать?» 3. «Вечная полночь» (Permanent Midnight), 1998 Видимо, на старости лет Бен Стиллер вспомнил свой опыт съемок в мелодрамах и серьезных фильмах. Так появились «Гринберг» и «Невероятная жизнь Уолтера Митти». А самым первым опытом как раз была «Вечная полночь». Про что этот фильм, если вкратце? Про наркотики, зависимость, творчество и полный крах личности. Герой Стиллера, в принципе, успешный человек, которому грех жаловаться на жизнь. Он работает сценаристом на телевидении, талантлив и востребован, у него любящая жена и вот-вот родится ребенок. Но всё свое счастье он спускает по вене, и чем дольше это происходит, тем меньше человеческого остается в главном герое. На удивление, эта роль идеально подходит Стиллеру. С его небогатым на мимику лицом только декадентов и играть. Но здесь его работа не вызывает ничего, кроме восхищения. Кто бы что ни говорил про «Знакомства» и «Уолтера Митти», но это лучший его фильм. В плане актерской игры уж точно. 4. «Прибытие» (Arrival), 2016 Это лучший фильм про контакты с неземной цивилизацией. Если это кода-нибудь случится, то будет выглядеть именно так. Хотя когда-то мы написали статью, почему он никогда не будет выглядеть так, как в фильмах. Но этот фильм нивелировал наши сомнения. Никто не будет рушить Чертаново и прыгать в койку к гостю с Альдебарана. Мы элементарно не сможем понять инопланетных гостей, разобраться, с чем они к нам пришли — с миром или с мечом. А разбираться в этом будут не генералы, потому что они будут в диком напряжении контролировать приведенные в полную боевую готовность войска. В этом будут разбираться лингвист и физик. И в этот момент ты со слезами на глазах понимаешь: человечество научилось снимать правдоподобную научную фантастику. Картина начисто лишена шаблонов, пафоса и героизма. Мы не пойдем закидывать камнями космические корабли, мы будем плакать и ни черта не понимать. Одно дело — раскрытая тема, и совсем другое — атмосфера, актерская игра, операторская работа. С этим проблем никаких, ты веришь этим людям, даже если очень хочешь придраться, и сам начинаешь переживать за матушку Землю. Одним словом, шикарная картина, «Оскара» ей. 5. «Он и Она» (Mr & Mme Adelman), 2017 Гениальнее «Прибытия» только эта картина. Все-таки, французский кинематограф могуч даже без Годара, Бессона и прочих гениев. Хотя после просмотра сложно удержаться от соблазна одарить режиссера Николя Бедоса этим высоким званием. А ведь это его режиссерский дебют. Про что этот фильм? Про настырность одной еврейской барышни, которая влюбилась и влюбила в себя талантливого писателя. Влюбила на 45 лет, за которые произошло очень много и хорошего, и плохого. 45 лет неоправданных надежд, триумфов и разочарований. Не только в личной жизни, но и в карьере. Кажется, что трагических ситуаций в фильме гораздо больше, однако когда главная героиня говорит на похоронах сына: «Он был плохим, но я его любила», то это выглядит скорее весело, чем грустно. Без юмора эта картина была бы мрачной мелодрамой, после которой и жить бы не хотелось, а так получилась забавная история про жизнь, про неравномерное старение, измены, разбитые надежды и рукописи, способные отправить на тот свет. После просмотра, когда начинаешь осмысливать увиденное, некоторые моменты начинают казаться нелепыми, но это сделано ради юмора, ибо слишком серьезное восприятие картины приведет к депрессии.