И вновь та самая «Матильда»...

26 июля возник новый поворот в «деле Матильды» — иначе назвать скандальную ситуацию вокруг еще не вышедшего на экраны фильма Алексея Учителя уже просто не получается. Теперь режиссер жалуется главе Российского футбольного союза Виталию Мутко на некорректное поведение болельщиков, развернувших на трибунах стадиона «Локомотив» баннеры оскорбительного для него содержания. По мнению Учителя, акция эта носила заказной характер.Не знаю, заказной или нет, но надоело все это до изжоги. Скоро без обсуждения «Матильды» хлеба в магазине не купишь. Не помню, чтобы какое-то реальное действие или бездействие взбило столько пены, сколько злополучный фильм, на экраны пока не вышедший, но разобранный чуть ли не до кадра: там, известно, мелькает Матильдина грудь, тут государь смотрит страстнее, чем хотелось бы обезумевшим хоругвеносцам, там — оккультистка-царица. «Кина» — нет, а безобразие — есть. Почти анекдот. Констатируем удивительное: первыми здравомыслие начали проявлять представители РПЦ, хотя, казалось бы... Просто медом на душу легли слова священника, пресссекретаря патриарха Кирилла Александра Волкова. Признавая, что картина может задеть за живое многих, и предсказывая различную реакцию на нее, он тем не менее заявил, что оценка фильма, да и любого другого произведения культуры «не должна исходить с амвона». Это более либеральное заявление, чем прежде, звучит как глас трезвого посреди пирушки. А Наталья Поклонская продолжает гнуть свою линию и уже накопила 13 коробок с подписями противников фильма. (Число, кстати, плохое, чертова дюжина, надо либо одну коробку выкинуть, либо подкопить еще.) Применить бы эту энергию, да в каких-то иных, к жизни более близких целях! Хоть 13 коробок игрушек малышам в детдом отправить... Вся эта шумиха, чумным балом скачущая вокруг фильма, будто лишает разума. Злюсь по-настоящему: вот прокуратура грозит разборками общественной организации «Христианское государство — Святая Русь» за то, что они стращали грядущими поджогами кинотеатров. Это что за Средневековье и инквизиторщина? Я даже не об отсутствующем христианском смирении, а просто о человеческой логике, явно отсутствующей! Ведь возмущаются уже и тем, что снимается в «Матильде» Ларс Айдингер, ранее «засветившийся» в какой-то картине обнаженным. По такой логике нашей Виктории Толстогановой после роли убийцы в сериале «Палач» навсегда надо от съемок отказать... Печальнее всего, что история с «Матильдой» вольно-невольно становится и поводом для раскола, и образцом взаимной упертости сторон и возбуждает мысли о пиаре. Алексей Учитель в этом году — едва ли не главный «культурный» ньюсмейкер: в любой момент открой в сети новости, он и выскочит вместе с «Матильдой», как тот самый, из табакерки... Такое продвижение фильма, которое устроили ему в большей степени его противники, обычно дорогого стоит. Так и хочется включить эту историю в учебник по промоушену! А без шуток — призвать всех успокоиться. Ей-богу, этот шум просто запределен. Не лучше ли дождаться конца октября, чтобы самим оценить достоинства и недостатки картины. ВОПРОСЫ ЭТИКИ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА Владимир Толстой, советник президента Российской Федерации: — Сегодня общество раскалывается по поводу фильма «Матильда», который никто не видел, и нам не хочется впадать в крайности, как происходит с этой картиной Алексея Учителя. Этические вопросы важны, но все-таки важнее вопросы создания качественного современного кинематографа, разумеется, с учетом зрительского интереса. Александр Галибин, режиссер, актер: — Это право художника — как преподносить материал в своей картине. Алексей Учитель, вне всякого сомнения, художник. А дальше — вопросы этические: воспитания, нравственности, морали, такта. В конце концов, государь Николай Александрович был человеком, как и все мы, и ничто человеческое ему не было чуждо. Иначе у него не было бы такого количества детей. Фильм Алексея Учителя я не видел. Но я точно знаю, что нельзя запрещать художнику делать то, что он делает в своем творчестве. Отар Иоселиани, режиссер: — Я противник фильмов, в которых изображают исторических персонажей с помощью художественных средств. Получается ложь, а ее и так много в истории. Все равно актеры сегодняшние, декорации сегодняшние, и ничего общего ни с нравами тех времен, ни с их вежливостью или деспотизмом сейчас нет. Например, Сергей Бондарчук снял картину «Война и мир», где графы и князья ходят как лакеи. Дамы в фильме, по меркам того времени, ведут себя просто неприлично. В американской картине «Война и мир» хамство уже другого рода… Поймите, ряса не делает носящего ее священником.

И вновь та самая «Матильда»...
© Вечерняя Москва