Войти в почту

На экранах "Матрица времени" В прокат вышла "Матрица времени" — нравоучительная притчеобразная история для тинейджеров в оболочке фантастической мелодрамы. Юлия Шагельман поймала себя на ощущении двойного дежавю. Название, под которым фильм выходит в российский прокат, видимо, должно привлечь зрителей, желающих посмотреть что-то эдакое научно-фантастическое. Однако их ждет разочарование, потому что в оригинале картина называется гораздо проще -- "Прежде, чем я упаду" (Before I Fall) и это экранизация одноименного романа Лорен Оливер в жанре young adult. Конечно, фантастическое допущение -- ровно одно -- здесь есть, и именно оно является двигателем сюжета, но на самом деле это типичное школьное кино, посвященное жизненно важным проблемам переходного возраста вроде того, как выбрать правильного парня (ответ: обращать внимание не на то, что снаружи, а на то, что внутри) или что делать, если тебя обижают одноклассники (ответ: просто быть собой, несмотря ни на что, и они, конечно, все осознают и раскаются). Саманта, или просто Сэм (Зои Дойч),-- обычная американская старшеклассница из благополучной среды белого среднего класса. У нее есть все необходимое для счастья: семья с любящими мамой, папой и младшей сестренкой, прикольные и симпатичные подружки (Холстон Сейдж, Синти У, Медальон Рахими), бойфренд Роб (Киан Лоули) -- самый популярный парень в школе, да и сама она не страдает от недостатка внимания. В пятницу, 12 февраля, Сэм просыпается с радостным предвкушением -- в школе будет День Купидона, а значит, она получит новые свидетельства своего высокого рейтинга в виде красных роз и записочек от поклонников, а ночью состоится давно запланированное расставание с надоевшей девственностью при помощи Роба. Однако этим волнующим планам не суждено сбыться: Сэм с подружками отправляется на вечеринку, где случается неприятный инцидент с аутсайдершей Джулиет (Елена Кампурис), которую дразнит и изводит вся школа, а уж компания Саманты -- в первую очередь. Настроение испорчено, бойфренд напился и хватает за коленки другую, ночь любви приходится отменить, а в довершение всего на обратном пути машина с подругами попадает в аварию. Кажется, смертельную. Однако после аварии Сэм просыпается в пятницу, 12 февраля,-- и День Купидона с розами, вечеринкой, противной Джулиет повторяется снова. И снова. И снова. Саманта застряла в этой пятнице и будет вынуждена бесконечно проживать этот день -- совсем как Сизиф, о котором пытался рассказать учитель истории, да только его никто не слушал: все увлеклись соревнованием по части того, кому купидоны принесли больше роз. Сэм пытается изменить события рокового дня и избежать аварии, но ничего не помогает, она опять возвращается в исходную точку. Наконец, она осознает, что эта странная коллизия случилась для того, чтобы извлечь из нее некие уроки. Происходит это далеко не сразу -- ну так Саманта явно не отличница. Конечно, зрители начинают испытывать ощущение дежавю намного раньше самой героини. Да, где-то мы это уже видели, причем не один раз. Конечно, это "День сурка" -- только его события зачем-то помещены в декорации классических американских фильмов из жизни тинейджеров вроде "Дрянных девчонок" или "Бестолковых" и при этом начисто лишены юмора, обаяния и интересных персонажей. Возможно, целевая аудитория "Матрицы времени" слишком молода, чтобы помнить эти фильмы -- хотя в России картина почему-то выходит с прокатным рейтингом 16+, предназначена она, конечно, для среднего и старшего школьного возраста. И для него же снабжена легкоусвояемой моралью -- что-то о том, что надо беречь каждый данный нам день, наполнять его радостью для своих близких и, конечно, не ругаться с родителями, не целоваться с плохими мальчиками и не дразнить тех, кто на тебя не похож. Впрочем, как ни просты эти идеи, режиссер Ри Руссо-Янг и сценарист Мария Мадженти считают, что повторение -- мать учения, иначе зачем бы каждый тезис был не только продемонстрирован поступками Саманты, вставшей на путь исправления, но и для пущей доходчивости многократно озвучен закадровым текстом? В результате страдает не только героиня, запертая в одном и том же дне, но и зрители, вынужденные наблюдать эту бесконечную работу над ошибками. Хотя те, кому уже исполнилось 18, могут по крайней мере порадоваться, что школьные годы чудесные, а с ними и такие фильмы остались позади.